Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Почему шведы спокойные родители, а мы — нет

Оглавление

Фабрицио Зилиботти — уважаемый в России специалист по международной экономике. Но в поле его профессиональных интересов лежит и воспитание детей. Два года назад он выпустил книгу «Любовь, деньги и воспитание. Как экономика объясняет, как мы воспитываем наших детей», которая практически сразу вошла во все топы. На русский язык пока не переведена.

В книге есть любопытные наблюдения за стилями родительства во многих странах мира, и выводы о том, как оно связано с государственной экономикой. Сам Зилиботти пожил в разных странах, он отмечает, что родители в каждой стране любят своих детей более или менее одинаково, поэтому казалось загадочным, почему у них такие разные представления о том, что лучше для детей. Именно эта загадка и послужила толчком к написанию книги. Проанализировав связь между преобладающим стилем воспитания и экономическими особенностями в стране, автор сделал следующие выводы.

В странах с ярко выраженным экономическим неравенством распространено «вертолетное воспитание»

Экономические условия оказывают большое влияние на то, как родители воспитывают своих детей. По сравнению с 1960-70-ми годами количество часов, которые родители тратят на контроль за деятельностью своих детей, резко увеличилось. Эта тенденция особенно сильна в странах, где экономическое неравенство очень большое (Россия является одним из мировых лидеров по неравенству, – прим. ред.), и в целом именно в этих странах наблюдается то, что известно как «вертолетное воспитание». А его к спокойному типу родительства никак не отнесешь.

Почему так происходит? Родители хотят, чтобы их дети преуспели в жизни, чтобы достигли благополучия, которого не смогли достичь родители. И в обществе, которое очень неравноправно — где есть много возможностей для одних и очень мало для других — родители будут больше беспокоиться о том, что их дети не станут отличниками в школе. Но если вы поедете в страну, где неравенств меньше, то обнаружите, что родители меньше заботятся по этому поводу. И не потому, что они меньше заботятся о своих детях, а потому, что слабоконкурентный ребенок в их социуме не трагедия! Да, они хотят видеть своих детей счастливыми, но не связывают счастье напрямую с финансовым благополучием. Они, например, считают важным выражать свою индивидуальность и позволяют делать это детям.

На стиль воспитания влияет система образования в стране

«Вертолетное воспитание» — это также и про хорошую успеваемость в школе. Давление на ребенка по поводу оценок очень сильно в тех странах, где существует большая разница в качестве и престиже школ и университетов, где высокая конкуренция за место в учебном заведении. Чтобы попасть в хороший вуз, подготовка к нему начинается за много лет. Такое положение дел наблюдается в США, России, Китае...

А вот в некоторых странах Европы озабоченность по поводу приема в школы и университеты выражена слабо. В Финляндии, например, почти нет различий в качестве школ, и соответственно, у родителей нет тех стимулов, которые двигают родители из вышеперечисленных стран. Родители не станут переезжать в другой район или город из-за плохого или хорошего образования. Финские дети и родители знают, что быть лучшим в классе не имеет большого значения, потому что разница между университетами, условно говоря, не велика.

Могут ли родители изменить сложившийся стиль воспитания?

К сожалению, это практически невозможно, – резюмирует в своих выводах Фабрицио Зилиботти. Отказаться от какой-либо стратегии в воспитании детей, к которой подталкивают экономические факторы, нереально без кардинальной смены этих факторов. Трудно проповедовать американцам преимущества воспитания на свободном выгуле, без присмотра взрослых, или убеждать родителей-шведов в том, что они должны быть более напористыми, оказывать большее давление на своих детей. Масштабно это не сработает в этих обществах.

Здесь нужны комплексные формы вмешательства, но они больше связаны с политикой и институтами, от которых зависит экономическое благополучие общества. Но изменить сложившийся уклад страны — это всегда сложно. А ради более спокойного родительства — просто нереально.

Настя Морозова