Доброго времени суток.
Хочу поделиться впечатлениями и мыслями, возникшими после прочтения вышеназванной книги. Сразу хочу оговориться, что книга попала ко мне случайно, такого рода чтивом не увлекаюсь.
Вся суть заключена в паре предложений: "Мне сложно говорить о воспитании детей. У меня нет своего опыта в этом". По большому счету книга представляет собой рекламу тренинговых курсов, проводимых фондом "Искусство жизни". Местами автор путает понятия образование и воспитание. Некоторые практические советы, актуальные для Индии, сложно приложить к современным российским реалиям. Однако, есть несколько моментов, которые мне показались занимательными:
1. Среди советов родителям было предложено не формировать автоматические реакции. Люди с автоматическими реакциями подобны машинам, они предсказуемы. "...ребенок должен быть непредсказуем, тогда у него будет много радости в жизни". Но нигде нет указаний, каким именно образом добиваться того, чтобы реакции детей (да и родителей) не были автоматическими. К тому же сам по себе автоматизм не всегда плох, он помогает сэкономить время, сохранить ощущение безопасности.
2. Второй совет: научить ребенка смеяться в любой ситуации. "Это метод снятия эмоционального состояния. ...тот, кто силен и чья личность полностью расцвела, должен уметь смеяться даже когда все вокруг рушится, потому что смех дает силы управлять ситуацией. Даже если вас обидели, первая реакция должна быть - смех". Мне сразу вспомнилась песня группы "Король и шут" под названием "Смешной совет". Если рассматривать смех как метод снятия эмоционального напряжения, то это еще куда ни шло, но для того, чтобы переосмыслить ситуацию и найти в ней нечто смешное нужно обладать недюжими рефлексивными способностями, которые вряд ли в нужной мере развиты у детей. Если же рассматривать смех как реакцию на любую негативную ситуацию, то получается смех выступает защитным механизмом, причем автоматизированным. А нам ведь советовали не учить детей автоматизмам...
*тут должна быть картинка с кадром из фильма "Правда или действие" (2018), где одна из героинь радостно улыбаясь держит пистолет у виска*
3. Понравилась мне идея, согласно которой детей в классе пересаживают на новое место каждый день. Так у ребенка не создается привязанности к определенному месту, оно не воспринимается как "свое". Плюсом ребенок общается со многими детьми из своего класса, потому что сидя за одной партой хочешь не хочешь, а придется взаимодействовать, т.е. коллектив сплочается. Но насколько реально это осуществить в условиях нашей школы. И не будут ли дети конфликтовать из-за того, что хотят сесть с определенным одноклассником - вопрос.
4. Также не оставила меня равнодушной идея о том, что "Люди порой думают, что только через какую-то определенную религию они смогут попасть в рай, тогда как всех остальных ждёт ад. Им кажется, что поскольку они следуют определеным правилам, то этим правилам должен следовать весь мир... У меня есть простой вопрос: если люди принимают пищу, музыку и технологию, пришедшие со всех концов света, почему нельзя точно так же принять мудрость?". Потрясающе просто и доступно разъяснено, хотя наверняка на эту тему будут возмущения вроде "как можно сравнивать национальную пищу и религию?". Однако на мой взгляд их и не нужно сравнивать, а нужно дать людям (другим, окружающим, тем которые не Я) возможность самостоятельно выбирать то, чем они будут питаться и то, что они будут исповедовать. Это их жизнь, а я в ответе лишь за свою и немного за близкое окружение, так откуда у меня право указывать другим что верно, а что нет?
Книгу читать не советую, но и отговаривать не буду.
Всем добра!