Найти тему
АНАЛИТИКА ПЛЮС

#19 Анализ данных для производственных компаний: Аналитика продаж розничного магазина (план-факт)

Оглавление

Какие потребности у розничной торговли в анализе плана и факта продаж?

  1. Регулярность (вплоть до ежедневных отчетов), многие компании хотят проводить этот анализ регулярно, вплоть до ежедневного анализа, для этого отчеты должны автоматически обновляться в соответствии с обновлениями в источниках данным, регулярные отчеты позволяют оперативно влиять на важные бизнес-задачи и быстро отвечать на актуальные бизнес-вопросы.
  2. Возможность сбора плана и факта продаж из 1С / Excel / Google Sheets / различных систем учета, все задачи, относящиеся к подготовке источников данных - это некие рутинные операции, которые приходится проделывать, чтобы получить желаемый результат. Если есть возможность автоматизировать процесс, то мы экономим время, и не тратим время на ручной труд тех специалистов, которые ранее занимались этими рутинными задачами, у них появляется время и возможность для более важных задач, например, для анализа.
  3. Удобный выбор типовых отчетных периодов и периодов сравнения, возможность выбора произвольных периодов, то есть, если мы говорим о том, что мы хотим автоматизировать решение этой задачи, то было бы неплохо предоставить аналитику или пользователю такой интерфейс, который позволяет выбрать тот или иной типовой период или какой-либо произвольный период, таким образом за несколько кликов получить отчет за выбранный период и приступить к анализу.

Что должно быть отражено в отчете по продажам плана и факта розничного магазина?

  1. Анализ продаж и выполнения плана по торговым точкам / городам / регионам / федеральным округам, то есть некий анализ по географии продаж.
  2. Анализ продаж, выполнения факта и прироста продаж к предыдущим периодам, например, в разрезе товарных групп и товаров, вплоть до SKU.
  3. Аналогичный анализ в разрезе менеджеров по продажам / супервайзеров / торговых агентов.
  4. Анализ динамики продаж с возможностью увидеть провалы по отношению к плану.

Можно ли собрать все это на одном экране так, чтобы этим было удобно пользоваться?

-2

В верхнем левом углу мы видим название дашборда и его описание. В верхнем правом углу мы видим фильтры по периодам - отчетный период и период сравнения. Обратите внимание, есть типовые шаблоны периодов (текущая неделя / предыдущая неделя, текущий месяц / предыдущий месяц и так далее), а также есть возможность выбрать произвольный период - для этого необходимо установить рамки отчетного периода и рамки периода сравнения. Также, у нас есть несколько типовых срезов - это федеральный округ, регион и город - этот блок отвечает за фильтрацию по географии продаж. Ниже представлен блок, который включает фильтры по категориям продуктов и продуктам, таким образом, можно настроить детализацию на необходимом уровне.

Ниже представлен блок с нашими основными KPI показателями (показателями эффективности), такими как:

1) средний чек, руб (ниже представлена информация, как изменился средний чек по отношению к периоду сравнения)

2) количество продаж, шт (ниже представлена информация, как изменились продажи по отношению к периоду сравнения)

3) продажи, руб (ниже представлено плановое значение показателя продаж в рублях и видим процент выполнения плана, также как и в предыдущих показателях отражается статистика показателя по отношению к периоду сравнения) = средний чек, руб * количество продаж, шт

4) маржинальность, % (ниже представлено плановое значение маржинальности в процентах и видим процент выполнения плана, также как и в предыдущих показателях отражается статистика показателя по отношению к периоду сравнения)

5) прибыль, руб (ниже представлено плановое значение прибыли в рублях и видим процент выполнения плана, также как и в предыдущих показателях отражается статистика показателя по отношению к периоду сравнения) = продажи, руб * маржинальность, % / 100

География

-3

Дальше перейдем к карточке под названием «География», видим, что внутри этой карточки доступен параметр, который отвечает за детализацию карты и бар-чарта в левой части этой карточки. Соответственно, изначально мы отражаем данные по нашим федеральным округам, если у вас есть более детальные данные, такие как регион и/или город и/или точки продаж, то можно переключать детализацию нашей карты и нашего бар-чарта (см. скриншот ниже - выбрана детализация по городам)

-4

Так мы, например, можем понять, в каких городах у нас было больше всего продаж и выполнен ли наш план продаж, если план продаж выполнен - столбец окрашен в синий цвет, если план продаж не выполнен - столбец окрашен в красный цвет. Размер кругов на карте соответствует размеру продаж по конкретным городам. Можно кликнуть на конкретный интересующий вас город, и весь отчет автоматически пересчитается относительно выбранного значения, например, выберем Санкт-Петербург (см. скриншот ниже)

Динамика продаж

Далее перейдем к карточке «Динамика продаж», на визуализации отражаются как план, так и факт, соответственно факт окрашивается в зависимости от выполнения плана. Соответственно, план - тонкая серая линия, которая идет по всей визуализации, факт - более толстая линия, которая окрашена в синий или красный цвет (зависит от выполнения плана) см. скриншот ниже.

-5

За большой промежуток времени (например, квартал) видим достаточно большое количество точек (см. скриншот ниже), и анализировать это не совсем удобно.

-6

Для того, чтобы исправить это, достаточно навести курсор на ось с датами и кликнуть на появившуюся кнопку с «-», так мы переключимся с детализации по дням на детализацию по неделям (см. скриншот ниже)

-7

Таким же образом можно переключиться на месяцы и так далее. Для того чтобы вернуться кликаем на пиктограму на «+» и возвращаемся к детализации по неделям - дням.

Структура продаж

Дальше перейдем к карточке «Структура продаж» , здесь мы можем также заметить, что у нас есть детализация продуктов, в данном случае у нас выбран продукт, но есть еще категории продуктов, если мы выберем категории продуктов, то все показатели пересчитаются в разрезе категорий продуктов (см. скриншот ниже)

-8

Все данные на карточке «Структура продаж» отсортированы по продажам за отчетный период по убыванию, рядом у нас отражается выполнение плана продаж в процентах, синий цвет - план выполнен, красный - план не выполнен, правее - отклонения продаж от периода сравнения, например, мы видим , что план не выполнен, но возможно это какие-то проблемы именно с нашим планом, поэтому важно проанализировать процент выполнения плана отчетного периода относительно выполнения плана предыдущего периода. Например, проанализируем категорию «товары для дома» - план не выполнен и отклонение от периода сравнения составляет -26% , продажи действительно упали и план не выполнен - эта категория товаров является проблемной.

Мы также можем выбрать конкретную категорию продуктов и кликнуть на нее, тогда весь отчет пересчитается относительно выбранного значения, например, кликнем на офисные принадлежности (см. скриншот ниже)

-9

Здесь мы можем заметить, в каких городах был не выполнен план продаж и какие менеджеры недовыполнили свой план.

Вклад менеджеров

Перейдем к карточке «Вклад менеджеров» , для удобства аналитиков, которые работают с отчетом, можно выбрать, по какому именно показателю мы сортируем наших менеджеров, например, чтобы понять, кто не выполнил план, достаточно кликнуть на пиктограму с сортировкой (см. скриншот ниже).

-10

И теперь все менеджеры отсортированы в соответствии с выполнением плана продаж по убыванию (см. скриншот ниже)

-11

Заключение

Мы рассмотрели один из вариантов интерактивного отчета по продажам, который позволяет анализировать продажи по географии (федеральным округам, регионом, городам, торговым точкам), динамике продаж, продуктам/ категориям продуктов и вкладу менеджеров. Весь дашборд «кликабельный», то есть мы можем, например, кликнуть на любой конкретный объект, например, город/ продукт/ менеджера, и весь отчет автоматически пересчитается относительно выбранного значения.

Получить консультации по архитектуре аналитического бизнес-решения, оптимизации источников данных, построению сложных дашбордов можно на официальном сайте АНАЛИТИКА ПЛЮС.

Данная статья подготовлена по проектам, созданным командой АНАЛИТИКА ПЛЮС.

АНАЛИТИКА ПЛЮС - ваш надежный партнер по аналитическим решениям с 2012 года. Мы работаем, чтобы вы достигали поставленных целей. Чтобы ваши данные работали, приносили пользу, помогали вам зарабатывать и принимать стратегически правильные решения. Для достижения этого мы предоставляем нашу экспертизу и самые перспективные ИТ-инструменты, гарантирующие быстрый и удобный процесс сбора, обработки и анализа данных, в том числе больших данных.

За это время мы разработали и внедрили решения для компаний из разных сфер бизнеса:

1) Производство, в том числе:

— Строительство и производство строительных материалов — КНАУФ Инсулейшн, Самолет Девелопмент и Эталон

— Пищевая промышленность — Сибирский Гурман и Балтика

— Производство кормов для животных — Альпинтех

— Сельхозпроизводство — АгроТерра

— Целлюлозно-бумажная промышленность — ИЛИМ

— Фарминдустрия — Материа Медика и др.

— Металлургия — РусАл и НорНикель

— Нефтедобыча и нефтепереработка — ЛУКОйл

2) Оптовые и розничные поставщики — NO ONE, ЭТМ, Daichi и др.

3) Аптечные сети — Монастырёв и Апрель

4) Российские представительства — Dyson, Lindt & Sprüngli AG , Vileda и др.

5) Рекламные агентства — РОССТ, Dentsu Aegis, Publicis, Медиа Инстинкт и др.

6) Телеком — МегаФон, Yota и Ростелеком

7) Логистика и транспорт — НефтеТрансСервис и Smartavia

8) Е-commerce — Авито, Яндекс (включая Яндекс.Еда, Яндекс. Лавка, Яндекс.Такси и Яндекс. Маркет, а также другие команды ГК Яндекс), ГК Мail.ru , ivi.ru , Профи.Ру, Рамблер, СберМегаМаркет, gifts.ru

Академия Аналитики — онлайн-образовательный проект, который создан командой АНАЛИТИКА ПЛЮС для того, чтобы компании быстро и успешно внедряли решения для анализа данных, а их сотрудники профессионально росли.