Найти тему
ВАГНЕРИНА

Волшебник города кино. Как изменилось отношение к актерам за последние 80 лет?

На вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» многие дети отвечают, что актером или актрисой, не зная о сложности работы. Всегда кажется, словно актерам достаточно быть красивыми и улыбаться на красной дорожке. Больше ведь нет проблем — только роскошная жизнь, обожание зрителей и исполнение всех потребностей со стороны обслуживающего персонала. В какой-то степени так и есть. Гастролирующие актеры и музыкальные исполнители составляют собственные райдеры — перечни пожеланий, которые должны быть исполнены организаторами и менеджерами, чтобы «звезде» было комфортно работать.

Сами райдеры приобрели актуальность только в начале двухтысячных годов, и распространялись по всему миру. Списки могут включать как огромный перечень пунктов, так и составлять не более одного минимального пожелания. Светлана Лобода, некогда уважаемая в России певица, расписала свои пожелания на тридцать страниц, в то время, как Константин Хабенский обходится буквально одной строкой: наличие зелёного чая в гримерке. Рай для организатора — неприхотливая знаменитость, условия которой выполнить не составит труда.

Однако, райдеры существовали не всегда. За последние восемьдесят лет отношение к актерами со стороны съемочной группы кардинально изменилось. Если тогда допускалось пренебрежительное отношение и отказаться от работы было сложно из-за оклада, то сейчас актёр в большинство случаев может позволить себе развернуться и уйти. Об ужасном влиянии на актера съёмочного процесса не всегда получается узнать сразу. СМИ не оповещают об этом, да и сами журналисты не акцентируют внимание на таком, когда в центре оказывается премьера. Так случилось и с одним из самых известных фильмов по детской книге «Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума, вышедшего в 1939 году. Версия конца тридцатых считается самой просматриваемой. Это одна из самых красивых и уникальных кинолент, которая таит самые пугающие событие, связанные с обесценивающим отношением к актерам.

На момент съёмок актрисе Джуди Гарленд было шестнадцать лет, но ростом она была один метр пятьдесят один сантиметр, поэтому ее взяли на роль ребёнка. В сказке нужно было ещё и петь, поэтому Джуди подошла больше всех. Режиссёр сказал, что она была слишком полной для роли ребёнка. Чтобы «исправить это», на неё надевали слишком узкий корсет, перетягивали грудь и посадили на особую диету: разрешалось есть только суп, кофе и сигареты. За ней следили специальные люди и докладывали, если она что-то нарушила. И именно эти люди за ее спиной дали ей кличку: «маленькая толстая свинка».

В фильме все костюмы выглядят уникально и превосходно для конца тридцатых годов. У красоты была обратная сторона. Актёр, сыгравший Дровосека, проснулся однажды ночью от того, что не мог дышать. Его увезли в реанимацию, и выяснилось, что в косметике, наносимой на него, был алюминий. Алюминиевая пудра, которая попала в лёгкие, и актера пришлось заменить. На всю оставшуюся жизнь у него остались проблемы с легкими. Другому актеру решили «облегчить» гримм, и алюминиевую пудру превратили в пасту, но он все равно получил инфекцию глаза.

У актера, сыгравшего Пугало, год не смывался сетчатый макияж с лица. Актриса, которая играла Зелёную Ведьму, в одной из сцен, где она должна была зажечь огонь и исчезнуть в дыму, загорелась. Она получила ожоги лица и рук, причём, зелёная краска на лице была из меди. Актриса лежала в больнице шесть недель, и этого было мало при ее ожогах, но ей пришлось вернуться на работу из-за давления режиссёра. Заканчивала съёмки она в зелёной перчатке, так как ожоги на руке на зажили. Костюм Льва создан из настоящего льва. Он был тяжелый, и актёр в нем потел настолько, что после съёмочного дня костюм приходилось сушить, потому что он был весь пропитан потом.

Одна из сцен, где выходит Лев, никак не могли снять, потому что Джуди было очень смешно. Она продолжала смеяться и портить дубль за дублем. Тогда режиссёр просто отвёл ее в сторону и ударил по щеке.

Актерам приходилось работать по восемнадцать часов. Они должны были петь и танцевать, но есть запрещалось, так как костюмы были очень дорогими, и изготавливались долго. Разрешалось лишь пить через трубку. Возникает вопрос: как удавалось тогда играть, если энергия была на исходе и употребление пищи было ограничено. Ответ на этот вопрос дала Джуди спустя многие годы на интервью: «Нам давали таблетки, чтобы мы могли работать до изнеможения. Затем нас водили в студийный госпиталь, чтобы дать снотворное. Нас будили через четыре часа, и снова давали таблетки. Затем мы работали семьдесят два часа подряд». Мать шестнадцатилетней Джуди сама была актрисой, и, в погонях за славой ребёнка, не была против того, что Джуди принуждали к употреблению наркотиков. На фоне этого у Джуди на протяжении всей жизни боролась с зависимостью, и в сорок семь лет умерла от передозировки.

К огромному сожалению, случаи подобного обращения с актёрами далеко не единичные, но стоит отдать должное двадцать первому веку — теперь профессия актера стала цениться больше и вероятность попасть на съёмки в такие условия снизилась. Остаётся верить, что такие чудеса «города кино» не будут происходить в дальнейшем. Это именно тот случай, когда новое действительно лучшего старого.

Екатерина Лангемец