Найти в Дзене

Картина Герарда де Лересса «Нахождение Эрихтония» (до 1690)

Герард де Лересс (1641-1711) Нахождение Эрихтония. До 1690. Холст, масло. Из собрания Вологодской областной картинной галереи
Герард де Лересс (1641-1711) Нахождение Эрихтония. До 1690. Холст, масло. Из собрания Вологодской областной картинной галереи

Масштабное полотно «Нахождение Эрихтония» в постоянной экспозиции галереи всегда с большим интересом рассматривают зрители. Оно выделяется среди других произведений и своей эффектной овальной формой, и необычностью сюжета.

На картине изображен эпизод из греческого мифа об Эрихтонии, повествующего о том, что богиня Земли (Гея) родила от бога огня и кузнечного дела Гефеста необыкновенного ребенка. Наследие матери, не пожелавшей заботиться о своем сыне, проявилось в том, что вместо ножек у него был змеиный хвост. Богиня мудрости и воительница Афина Паллада забрала младенца, спрятала его в корзину и наказала трем дочерям царя Аттики Кекропа беречь ее и ни в коем случае не открывать. Однако любопытные девушки нарушили ее строгий запрет.

При взгляде на картину вспоминаются строки из служившей источником вдохновения для многих мастеров искусства знаменитой поэмы Овидия «Метаморфозы»: «Две без обмана хранили корзину Герса с Пандросой/ Сестер нерешительных кличет /Третья, Аглавра, рукою узлы разрешает, / И видят – в корзине то ли младенец лежит, то ли некий дракон распростерся». Талантливый живописец умело передал изумление приподнявшегося в корзине ребенка и испуг девушек, порженных его необычным обликом. Фоном для этой волнующей сцены служат невысокая колонна, ваза с античным рельефом на балюстраде, сочная зелень и синее, с плотными облаками южное небо. Картина отличается композиционным мастерством и красивым гармоничным колоритом.

Известно, что в XIX веке она находилась в частном вологодском собрании, а впоследствии оказалась в Вологодском областном краеведческом музее, откуда поступила в 1953 году в Вологодскую областную картинную галерею с названием «Нахождение Моисея».

Эта ошибка неудивительна и вполне объяснима, так как младенец Моисей тоже был найден в корзине. Обнаружила его, согласно библейскому повествованию, на берегу Нила дочь египетского фараона. Этот ветхозаветный сюжет был широко распространен в классическом искусстве и понятен большинству зрителей.

В изучении картины большую помощь оказали сотрудники Государственного Эрмитажа. Они определили и сюжет, к которому крайне редко обращались мастера искусства, и автора произведения. Это голландский художник Герард де Лересс, родившийся в 1641 году в Льеже, работавший большей частью в Амстердаме, (где и скончался в 1711 году), и пользовавшийся известностью у состоятельных заказчиков. Он писал картины на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты, декоративные панно и был искусным гравером на меди. В 1690 году эта насыщенная творческая жизнь прекратилась из-за поразившей мастера слепоты, но духом он не упал. Обладая широкой эрудицией и живым умом, Лересс занялся теорией изобразительного искусства. И весьма успешно. Его книга об искусстве живописи, на страницах которой он призывал художников прежде всего изучать античность и ориентироваться на ее высокие идеалы, была впоследствии переведена на ряд европейских языков, пользовалась наибольшей популярностью в XVIII столетии и принесла Лерессу посмертную славу.