Найти тему

Всенощное бдение.

Можно много читать о богослужениях, но лучше испытать на себе. Это не так сложно - собраться и пойти. Хотя, надо приготовить подходящее платье (длинное, с рукавом и максимально закрытое), платок, удобную обувь без каблуков, не забыть деньги на свечи и на пожертвование. После молитвы на коленях, я бы к этому списку прибавила и наколенники! Не имея привычки к длительному стоянию, а служба идет ровно два часа, заныли колени и что - то там затряслось в мышцах ног - сказывается домохозяйское настоящее. А тут еще и лето, жаркий вечер. По дороге к храму, пешком минут тридцать, молилась - просила дать силы выстоять службу. Зашла в иконную лавку, хотела купить литературу по богослужениям, чтобы понять о чем идет речь, какие молитвы читаются и так далее. Но, мне сказали, ничего такого нет, стойте и просто слушайте. Ну, нет так нет.

До этого, присутствовала два раза на отпевании родственников и один раз на крещении (мы крестились с дочкой). Поэтому, не зная, что предстоит, переживала. Служба началась в 17.00. Прихожан немного, мужчины встали справа, а женщины распределились по всему залу, так как их по количеству было больше, и если все встанут слева - будет тесновато.

Действия православного богослужения отличаются своим религиозным реализмом и ставят верующего в непосредственную близость с главными евангельскими событиями и, как бы снимают преграду времени и пространства между молящимися и воспоминаемыми событиями. Всенощное Бдение состоит из трех богослужений: Великой Вечерни, Утрени и Первого Часа. Начинается служба с событий Ветхого Завета.

Внезапно, из алтаря, донеслась молитва, читали со скоростью звука. Потом вступил хор, певчих не видно, они тоже за алтарной перегородкой. Поют 103‑й, «Предначинательный псалом» - гимн о сотворенной Богом вселенной. Совершается каждение всего храма при открытых царских вратах, как символа рая, то есть состояния непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди. Алтарь с престолом символизирует рай и небо, где царствует Господь; священнослужители символизируют ангелов, служащих Богу, а средняя часть храма символизирует землю с человечеством. И подобно тому, как рай был возвращен людям искупительной жертвой Иисуса Христа, так сходят из алтаря к молящимся священнослужители в блестящих ризах, напоминающих тот Божественный свет, которым на горе Фаворе просияли одежды Христа.

Во время каждения, все прихожане сгруппировались в центре церковного зала, освобождая проходы - коридоры между стенами с иконами и людьми. Священник в красной ризе, расшитой золотом, кадит и иконы и нас, делая полный круг и возвращаясь к царским вратам. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, подобно тому, как совершенный Адамом первородный грех закрыл для человека двери рая и отдалил его от Бога.

Теперь падшее человечество перед закрытыми вратами рая молится о возвращении на путь Божий. Изображая кающегося Адама, священник становится перед закрытыми царскими вратами, с непокрытой головой и без блестящей ризы – в знак покаяния и смирения – и про себя читает семь «светильничных молитв». Зажигаются свечи и лампады в храме, как символ ветхозаветных надежд, относящиеся к грядущему Мессии– Иисусу Христу.

Затем диаконом (он в алтаре) произносится «Великая ектения» (по-гречески: усердие, прилежное моление) -собрание коротких молитвенных просьб - обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Хор, от имени всех прихожан, отвечает на эти прошения словами «Господи, помилуй».

Начинает моление – «Миром Господу помолимся…» и следующее песнопение псалом – «Блажен муж». Вслед за пением первого псалма произносится «Малая ектения», говорящая нам, что голоса скорби и надежды, прозвучавшие впервые у самых врат райских вскоре после грехопадения первых людей, не замолкали до самого пришествия Христова.

Затем, слышатся стихи из 140-го и 141-го псалмов, начинающиеся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», о тоске падшего в грех человека по Творцу. Совершается каждение всего храма. Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих. Когда священник кадит в сторону молящегося, тот в ответ должен наклонять голову. Каждение в направлении молящихся раскрывает ту глубокую истину, что Церковь видит в каждом человеке образ и подобие Божие, живую икону Божию, обрученность Христу, полученную в таинстве Крещения.

Ответом Божьим на раскаяние и надежду ветхозаветных людей явилось рождение Сына Божия. Об этом повествует особая «богородичная» стихира, которая называется «Догматиком» и символизирует соединение земли и неба, и открываются царские врата в знак того, что рай, в смысле общения человека с Богом, закрытый грехом Адама, вновь открывается пришествием на землю Иисуса Христа.

фото с сайта http://hram-troicy.prihod.ru/
фото с сайта http://hram-troicy.prihod.ru/

В это время совершается «вечерний» или «малый» вход. Через северную, боковую диаконскую дверь иконостаса, выходит священник вслед за диаконом, подобно тому, как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи. Хор поет молитву «Свете Тихий». Затем, священник из алтаря возглашает ряд малых слов: «вонмем», «мир всем», «премудрость».

Следует «прокимен» - краткое изречение из Священного Писания, которое читается вместе с другими стихами, дополняющими мысль прокимна. Далее «Паремия» (притча) - отрывок из Священного Писания Ветхого или Нового Завета. Паремий бывает три, но иногда и больше.

С пришествием в мир Христа, представленным в действиях малого вечернего входа, усилилась близость между Богом и человеком, усилилось также их молитвенное общение через «сугубую ектению», которая начинается словами «Рцем вси (то есть, будем все говорить) от всея души и от всего помышления нашего…» На каждое прошение хор, от имени всех богомольцев, отвечает тройным «Господи, помилуй».

Затем читается молитва «Сподоби, Господи» и заключительная ектения вечерни – «просительная». В ней за каждым, кроме первых двух прошений, следует ответ хора «подай, Господи». Церковь призывает молящихся склонить главу перед Господом. В этот момент священник обращается к Богу со специальной «тайной» молитвой, которую он читает про себя и просит охранить молящихся от недобрых мыслей и от темных искушений. «Преклонение главы» – внешний символ ухода верующих под защиту Бога.

Далее совершается «лития» (усиленное моление). Она начинается пением особых стихир, прославляющих праздник или святого данного дня. Священнослужители выходят из алтаря через северную диаконскую дверь иконостаса - символ изгнания Адама из Рая. Царские врата остаются закрытыми. Впереди несут свечу и останавливаются в притворе.

Диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» и четыре других кратких молитв-прошений: о спасении людей, о церковной и гражданской власти, о душах христиан, о городах, о данной стране и живущих в ней верующих, об усопших, просьбу об избавлении от нашествия врагов, междоусобной брани. Заканчиваются прошении многократным пением «Господи, помилуй».

Свечу поставили прямо у входа в притвор, священник с одной стороны, диакон с другой, и перечислили имена целого ряда святых. На середину храма выставили столик с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительных Богослужений. Пять хлебов благославляются в память о насыщении Спасителем пятью хлебами 5000 слушателей Его проповеди. Освященным елеем священник потом помазывает молящихся после прикладывания к праздничной иконе на утрени.

Читается «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…» – то есть славословие, произнесенное св. Симеоном Богоприимцем, когда он в Иерусалимском храме принял на свои руки Богомладенца Христа в сороковой день после Его Рождества. Это символ конца ветхозаветной истории.

Читается «трисвятое», поется тропарь. В это время священник трижды кадит вокруг стола с хлебами, пшеницей, елеем и вином. Затем читает молитву, в которой просит Бога “благословить хлебы, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире и тем, кто вкушает от них, освятить». По окончании литии, в сознании милостей Божиих, хор трижды поет стих «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Священник заканчивает первую часть Всенощной – Вечерню – с амвона, преподавая молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков».

Начинается Утреня вифлеемским ангельским славословием – “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», которое читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». И читаются «Шестопсалмия»: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Свечи в храме погашаются, подчеркивая скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.

В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4‑го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания.

Затем Великая ектенья и пение из 117-го псалма – «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». В храме вновь зажигаются свечи, поется воскресный тропарь, в котором прославляется праздник и, как бы объясняется сущность слов «Бог Господь, и явися нам», читаются 2‑я и 3‑я кафизмы (с греческого «сидение»). Во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать.

К аналою напротив царских врат, вышла женщина - чтец. Из церковных врат вышел священник, приготовил место для исповеди. Народ выстроился в очередь и по одному подходил к исповеди.

Чтение кафизм закончилось и наступило время самой торжественной части богослужения – «полиелей» (великая милость или обилие масла, елея).. Поют стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне», открываются царские врата, освещается весь храм и священнослужители появляются из алтаря, совершая каждение всего храма. Это символ Христа, восставшего из гроба и вновь появившегося среди Своих учеников.

Затем, пение величания в дни Господних и Богородичных праздников, а также в дни памяти святых. Величание сначала поют священнослужители из середины храма перед иконой праздника. Затем во время каждения всего храма хор повторяет этот текст многократно.

Вслед за пением ангельского «Хвалите» поются воскресные тропари, повествующие о посещении женами мироносицами гроба, явлении им ангела с вестью о воскресении Спасителя и повелении сказать об этом Его апостолам.

Потом краткая, «малая» ектенья, и особые песнопения – «степенны». Эти древние песнопения состоят из стихов 15-ти псалмов.

Кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение отрывка из Евангелия о Воскресении Христа из мертвых.

Молитвенное приготовление к евангельскому чтению состоит из следующих литургических элементов: сначала диакон говорит «вонмем» (будем внимательны) и «премудрость». Затем следует «прокимен» того Евангелия, которое будет читаться.

Славословием «Яко свят еси…» и пением «Всякое дыхание да хвалит Господа» заканчивается полиелей – торжественное хвалебное введение к слушанию Евангелия. "Премудрость прости услышим святаго Евангелия". Слово «прости» значит прямо. Это слово является приглашением стоять прямо и почтительно, с благоговением и душевной прямотой выслушать Слово Божие. Чтение происходит из алтаря, далее священник выносит Священную Книгу для целования и кладет на аналой. Прихожане кланяются Евангелию, и все поют «Воскресение Христово видевше».

Выстраиваемся в очередь на обряд елеопомазания. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию. Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины. Священник совершает обряд (крестообразное нанесение елея (освящённого масла) на лоб верующего)., произнося благословение, славословие или краткое молитвенное обращение к Богородице или святому. Это один из видимых способов ниспослания на православных благодати. Но воздействие этой благодати зависит не от конкретных манипуляций, а от веры самого человека и воли Божией. Рядом стоит диакон и раздает всем кусочек освященной булочки (хлебцы, обмакнутые в вино).

По завершении помазания все священнослужители уходят в алтарь. Царские двери затворяются, тушатся светильники — канон продолжается в храме, освещенном лишь пламенем свечей и лампад.

Чудо Воскресения Иисуса Христа освятило природу человека. Эту освященность Церковь являет молящимся в следующей после евангельского чтения части Всенощной – «каноне». Он состоит из девяти од или песней. Каноны читаются, но начальные стихи - «ирмосы» (от греч. связывать) каждой отдельной его песни поются хором.

Между 8‑й и 9‑й песнями канона в честь Божией Матери поётся песнь, начинающаяся словами «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», с припевом «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это прославление Божией Матери начинает диакон, который сначала кадит алтарь и правую часть иконостаса. Затем, остановившись перед местной иконой Богоматери на иконостасе, он поднимает кадило в воздух и возглашает: «Богородицу и Матерь Света, в песнях возвеличим». Хор отвечает богородичным славословием, во время которого диакон совершает каждение всего храма.

Возможно, при прославлении Богоматери, все встали на колени. В какой именно момент, не вспомню.

После канона в последний раз на Всенощной слышится малая ектенья «Паки и паки миром Господу помолимся». Утреня на Всенощном Бдении кончается «сугубой» и «просительной» ектеньями, преподается последнее благословение священника и «отпуст».

Наступает время «Первого часа» – службы смиренного, покаянного устремления к Богу. Вслед за молитвой «Иже на всякое время…» священник выходит из алтаря в смиренном виде – в одной епитрахили, без блестящих риз. Храм погружен в полумрак. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

В такой обстановке священник заканчивает Первый час и, таким образом, все Всенощое Бдение, молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». В конце молитвы священник упоминает Божию Матерь, обращаясь к Ее иконе на иконостасе. Хор отвечает торжественным гимном из Благовещенского Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе».

Верующие расходятся по своим домам, чтобы наутро вновь собраться в храме на великий духовный пир — Божественную литургию.

Когда прихожанам преклонять голову, когда совершать поклоны и крестные знамения, еще надо учиться. Люди предоставлены сами себе в храме. Но найти пособие всегда можно, было бы желание.

#православие # Всенощная # вера # всенощное бдение #богослужение #церковные службы