Иногда, несмотря на самые лучшие намерения и расчеты, инженеры-авиаконструкторы просто не понимают, что происходит с летательными аппаратами. Самолеты, которые должны были быть быстрыми, маневренными и опасными для противника, как правило, давали обратный эффект, причиняя больший вред пилотам, чем врагу.
Messerschmitt Me-163 Komet
В поисках новых средств ведения войны, с помощью которых можно было бы завоевать мир, немцы начали исследования реактивных самолетов еще до Второй мировой войны.
Работы по созданию реактивного самолета с ракетным двигателем (от турбореактивного он отличается способом подачи топлива) начались еще в 1937 году, а первый полет состоялся 1 сентября 1941 года. Ожидалось, что самолет будет развивать скорость около 1 000км/ч. Испытания и формирование аппарата проводились в Катовице, на территории современного аэропорта Пыжовице. Поскольку стратегическая ситуация Третьего рейха все больше ухудшалась, Мессершмитт Ме-163, прозванный Кометом, был назначен для борьбы с американскими бомбардировщиками.
Его успех должен был быть обеспечен его скоростью, затрудняющей попадание в него, а также позволяющей истребителям уйти в укрытие.
Однако брошенные в бой, они не были впечатляюще успешными — уничтожив девять вражеских самолетов, они потеряли 14 своих, включая пять сбитых. Было выпущено около 320 штук.
Проблемы были вызваны недоработанной системой управления — самолет был частично бесхвостым - и топливной системой. Кроме того, его скорость не позволяла ему хорошо прицеливаться по противнику, а малая дальность полета затрудняла повторные атаки или перехват вражеских экспедиций, летающих на больших расстояниях от баз Me-163. Кроме того, у него не было шасси — он взлетал с тележки и тащился по земле на салазках как планер.
Хуже всего то, что топливная система просто дала течь, и топливо — сильно разъедающая смесь перекиси водорода, гидразин-гидрата и метилового спирта — просто растворило пилота.
Так погиб лейтенант Йозеф Пёс, назначенный ветераном летчик-испытатель. Неприятная смерть.
Vought F7U Cutlass
У реактивных самолетов первого поколения было много недостатков. Многие из них были результатом слабых мест в двигателях первопроходцев, которые не позволяли им достичь запланированной скорости или потолка.
Кроме того, возникали проблемы, связанные с незнанием аэродинамики полета с круговой скоростью или недостаточной прочностью материалов, использованных при строительстве планера. Наконец, авангардное — слишком авангардное для своего времени — мышление дизайнеров также было проблематичным.
По крайней мере, некоторые из этих проблем коснулись одного из первых реактивных самолетов ВМС США.
Cutlass является действительно замечательной машиной. Своеобразная схема без рулей с очень высоким передним шасси и маломощные двигатели создавали смертельно опасную смесь. Самолет, с одной стороны, был приятен в полете, но уже не так при посадке на авианосец и передвижении по палубе. Высоко задранный нос ограничивал обзор из каюты. Маломощные двигатели Westinghouse J46 не позволяли быстро увеличивать мощность, и пилоты утверждали, что они выходят из строя даже в дождь.
Тем не менее 320 самолетов поступили на вооружение 15 эскадрилий воздушно-десантной авиации, но они использовались лишь ограниченно из-за многочисленных механических проблем, с которыми не справлялся наземный и авианосный персонал. В десятках аварий погибли 25 пилотов, в том числе 21 из боевых эскадрилий.
Во время испытаний первого супер-авианосца USS Forrestal произошел даже несчастный случай со смертельным исходом. Неудивительно, что служба Катласа продлилась всего восемь лет, и с ним попрощались без сожаления.
Lockheed F-104 Starfighter
Хотя его имя обозначало звезды, американцы ассоциировали его прежде всего со звездами на флаге, который вручается вдове и детям погибшего летчика.
Но прозвище Witwenmacher, "создатель вдов", приклеилось к нему и в немецких послевоенных Люфтваффе или итальянской авиации. Звездный истребитель был чудом техники того времени, способным развивать скорость вдвое больше скорости звука благодаря своей обтекаемой форме, напоминающей кинжал, и крошечным трапециевидным крыльям, настолько тонким, что их острые края травмировали наземный экипаж и требовали специальной защиты.
У всего этого была и обратная сторона. Маленькие крылья делали самолет критически не поворотливым на высоких скоростях и неустойчивым на низких скоростях. Посадочная скорость также была смертельно опасной, что в сочетании с малоударным шасси делало его склонным к авариям при приземлении. В то же время малый объем фюзеляжа и тонкость крыльев также означали, что запасы топлива были невелики. В целом, F-104 и соответствующий ему МиГ-21 по поколениям и характеристикам были тупиковыми в развитии авиации.
Всего было построено 2578 самолетов всех модификаций, значительная часть которых использовалась ВВС США, ФРГ, Бельгии, Дании, Греции, Японии, Иордании, Испании, Канады, Норвегии, Тайваня, Пакистана, Турции и Италии.
Из них 14 американских были потеряны во время войны во Вьетнаме и 8 пакистанских, а 300 немецких (из 916), 43 голландских (из 138), 36 японских (из 230), 110 канадских (из 238), 6 норвежских (из 43), 137 итальянских (из 360) и 38 бельгийских (из 113) были потеряны в авариях. Этот список не полный, а общее количество потерянных машин приближается к 650!
Немцы понесли самые тяжелые потери: в период с января 1965 года по июль 1966 года каждые две недели терялся практически один истребитель. При этом погибло около 115 пилотов.