Трасса М-12 "Москва – Нижний Новгород – Казань" это составная часть транспортного канала «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК). Можно сказать, что это современная реинкарнация Шелкового пути. В общей сложности это 8500 км дорог, 2300 из которых приходятся непосредственно на саму Россию. По задумке проектировщиков, весь путь по маршруту «Европа – Западный Китай» можно будет преодолеть всего лишь за 10 дней на автомобиле, когда на поезде такая поездка по ТрансСиб займёт целых 14 дней и будет составлять 11500 км. В состав участков МТМ ЕЗК также входят М11, ЦКАД, дороги в Татарстане и Башкортостане. Но в нашей статье речь пойдет именно об М12: «Москва – Нижний Новгород – Казань», протяженностью 810 км. А проезд по данной трассе обойдётся автовладельцу примерно в 8 рублей за километр.
Строительство объекта началось не так давно: в 2020 году произвели подготовку, а в 2021 были положены первые куски раскалённого асфальта. В 2024 году трассу планируют открыть. Вокруг строительства этой дороги много шума, но не из-за своей уникальности или возможной востребованности в будущем. Проект оказался очень дорогостоящим: заявленная перед началом работ сумма в 850 миллиардов рублей постоянно и неуклонно растёт.
Нужно отметить необычную для подобного рода строек особенность: всю трассу кладут одновременно. То есть, сразу на всем протяжении, а не поочередно отдельными кусками. Иначе есть вероятность не попасть в столь сжатые сроки.
От первоначальной задумки - строить М-12 от ЦКАД - отказались. Тогда бы это не решило проблему вечных пробок между МКАД и ЦКАД, а только добавило бы трафика возле Балашихи и Ногинска. Более того, для разгрузки движения в Московской области на магистрали будет три полосы, а уже далее по две. Затем дорога идёт параллельно М-7, то есть Горьковскому ш., аж до Владимира, а потом проходит на Юг в сторону Мурома, Арзамаса и Канаша. А вот добраться с автомагистрали до Нижнего Новгорода или Чебоксар будет не очень-то удобно: дорога займёт почти полтора часа. Но этому есть логичное объяснение:
• Чтобы избежать дополнительных лишних затрат по выкупу частных земельных участков;
• Разгрузить М-5 «Урал» и сделать более доступным путь к Рязанской области и Мордовии;
• Дать развитие до этого момента плохо доступным районам страны, ведь на одно обслуживание трассы понадобится около пяти тысяч человек;
• И что немаловажно: ещё одна параллельная трасса М-7 частично освободится, но с сохранностью своих рабочих мест.
От города Екатеринбург до Казани трассу должны протянуть до 2024. Хотя тут идут по более простому пути: почти не строят новых дорог, а где-то просто протягивают по старым, уже существующим.
Технология строительства трассы современная: если раньше песчаная подушка «отлеживалась» год, то теперь достаточно нескольких недель. Ее высота в среднем это 2-2,5 метра, а где-то перед дополнительными постройками достигает и все 10 метров.
На стройке задействовано около 80 000 человек. Планируется сделать около трёхсот мостов и путепроводов, 60 экопереходов. Отметим мост через Оку рядом с Муромом и переправу через Волгу близ Казани: тут пришлось хорошо потрудиться, создав 2 судоходных пролета по 150 м каждый. А свежепостроенный мост через Оку будет идти параллельно старому. Кстати, также отметим новые технологии асфальтоукладки: в 3 слоя, где верхний — это спец разработка для скоростных трасс.
Стоимость строительства постоянно увеличивается. В конце прошлого года смету в 623 млрд рублей увеличили ещё на 200 млрд. Санкции и проблемы с поставками добавили ещё расходов уже в этом году. Все это будет отображаться на стоимости проезде по новой магистрали. Пока оценочная стоимость проезда одного километра равно 8 руб., то есть дорога от столицы до Казани обойдётся в 6400 рублей, и это не считая бензина. Согласитесь, это достаточно дорого.
Зато теперь от Москвы до Казани автомобилисты могу проехать за 6,5-7 часов нормативной езды в 130 км/ч.