Если задать этот вопрос обывателю, он даже и не поймет, о чем речь, отмахнется: пристали, ишь, с вашим ушу-укушу! Если поговорить о развитии китайских единоборств со знатоками спортивного ушу-таолу, то они незамедлительно начнут перечислять бесконечную череду различных соревнований, фестивалей, семинаров и сделают вывод, что популярность и география ушу все растет. Но меняя угол зрения еще на сто с лишним градусов, на ринг и татами, можно вообще прийти к выводу, что техники ушу здесь никакой и нет - она не работает...
Раз такая пляска пошла, придется отрезвиться и уразуметь, что такое "деградация ушу". Понять суть воинских искусств Китая в историческом срезе.
Есть притча (сколько их не читал, а запомнилось немного, но эта всегда в голове), в которой мастер одной школы ушу хвастался перед другим, что он преподает свое учение своим ученикам-монахам и у него это неплохо получается. На это другой отвечает, что он сам полжизни занимается ушу, но не понимает, не находит слов, в чем смысл его занятий. Ушу синкретично, как и вся китайская культура.
Дело в том, что ушу непрерывно развивалось и обогащалось, если быть строгим, 500 лет, если не быть, - с первых государственных образований под Небом, т.е. до н.э. Сотни, а может тысячи лет! Непрерывно!
При царе Горохе "желтых императорах" в эпохи Цинь, Хань, то есть две тыщи лет назад ушу вообще называлось по другому (цзюэли - "помериться силами", цзюэди - "вступить в схватку", шоубо - "борьба", ну и прочее). А в иероглифе у (у - воинский, шу - искусство) содержатся графемы "остановить" и "клевец".
Что мы видим только из трактовки иероглифа? Гуманистическое наполнение смысла китайских боевых искусств, во-первых. И во-вторых, это надо помнить, ушу развивалось, прежде всего, как бой с оружием. Заметьте размашистые оплеухи в кулачных комплексах таолу! Это наследие того, что бой идет на длинной дистанции, т.е. с оружием. Защититься от нападения вооруженного бандита с большой дороги.
А теперь перенесемся мыслями с этого исторического экскурса (а значит и почти всего периода развития ушу - с первых императоров до хотя бы Синьхайской революции в 1911 году) на сегодняшний мягкий ринг двух безоружных бойцов в перчатках. Сразу возникает диссонанс сравнений.
Можно возразить, что в традиционном Китае всегда любили посостязаться, проводили поединки на помостах лэйтай, чем-то похожие на современные бои без правил. И тут-то должен был выковаться среднестатистический мастер, обладающий реальными умениями накостылять любому двумя-тремя ударами, как мастер Хо Юаньцзя в исполнении актера Джета Ли. Должны были бы сформироваться какие-нибудь выдающиеся школы на поприще таких состязаний, где бы и могли сохраняться и развиваться приемы рукопашного боя и боя с оружием. Кстати, на поединках лэйтай также сражались и на оружии: бьемся на мечах, значит на мечах, какие тут правила? - подписался, отвечай теперь за свою жизнь! Жизнь на Востоке особо никогда не ценилась!
Так вот. Сколько мог жить в здравии и продолжительных заслугах такой мастер? Да очень и очень мало! Те мастера, которых мы знаем как величайших - скорее всего, это проявление парадокса ошибки выжившего. Подавляющая часть бойцов только и знала, что отвечать на очередной вызов, зализывать раны, да и умереть вскоре... Какая тут передача знаний и умений, требующая длительности, постоянности, послушания, соответственного мастера и окружающих таких же преданных учеников? То есть, попросту говоря школы ушу в ее эволюционном и культурном значении?
Давайте здесь сделаем выводы.
1) Заниматься ушу требовало не просто умение драться на дуэли, ушу, прежде всего, учило не конфликтовать попусту, сохранить мир, передать знания и умения, вписаться в конфуцианские идеалы.
2) Давным-давно уже были разные направления ушу - от гражданских, выписывающих руками-ногами вензеля, до военных, где задача ставилась поскорее выучить и отправить на фронт солдата с двумя-тремя надежными способами убить противника.
3) Хотя китайцы всегда любили драться на праздниках и фестивалях (те самые лэйтай), то ушу, которое они демонстрировали в поединках, не представляло высший цвет воинской культуры- молодость, адреналин и все такое. "Доказывающий не знает, знающий не доказывает" (из "Дао дэ цзина").
Теперь. Вопрос на засыпку. Как бойцы ушу могут побороться с профи из ММА, который тренируется в стерильном спортзале ежедневно по несколько часов по строго научной методике? Последний еще в соответствии с медицинскими нормами хорошо кушает и находится при постоянном наблюдении врача. Ведь, он приносит за один бой большие деньги. И при этом я не учитываю очень важный фактор, когда бьются строго по правилам - раз, на перчатках - два, с одним противником - три, на ровном покрытии - четыре, ему не грозит серьезная травма и потеря жизни - пять. Какое тут сравнение с ушу и его социокультурным историческим основанием?
А ведь я ничего не написал о сегодняшних т.н. традиционщиках, т.е. тех, кто пытается воплотить стародавние традиции тренинга и культуры ушу - того, "традиционного", "истинного", "аутентичного". Пишу в кавычках, т.к. эта тема требует дополнительного рассмотрения. Этим традиционщикам элементарно не хватает физухи. Потому что заниматься традиционным боевым ушу можно только на энтузиазме. Мало это кому надо, денег не приносит - держите на выхлопе худосочных, малохольных, закомплексованных недобойцов. Без обид, я про среднюю данность говорю! Такие недобойцы считают, что они бойцы, накидывая себе очков многократными повторениями до полуобморочного состояния таолу - говоря на языке конкретных пацанов-ударников - "боя с тенью". Получается этакий самозапрограммированный боец, мистическим образом подзарядившись, вспомнивший все движения, которые делал столетия назад уйдя на пенсию у себя в тиши седовласый мастер. Да смешно, ведь!
Давайте сделаем еще пару выводов.
1) Нельзя сказать в принципе деградирует или развивается ушу сегодня. Слишком уж многогранное оно досталось нам, неблагодарным. Это как сегодня сложно оценить кто прав: англосаксы с их навязыванием своей демократии, одновременно несущей шлейф разрушения, или "полудикие" Россия-Иран-Северная Корея, желающие построить независимые государства. Что взять за критерий развития и деградации?
2) Если взять множество примеров из ю-туба, подтверждающих абсолютную беспомощность ушуиста уже в самом начале раунда в противодействии на обычный хук, лоу-кик любого доброго бойца любых других добрых единоборств, то... Плакать хочется. Да материться! Не дай бог, то и другое.
---------------------------------------------------------------------------------------
Я завел этот канал для тех, кто хочет разобраться в традиционном китайском ушу, увидеть в нем за массой бутафории боевое искусство, не только казаться ушуистом, а быть им.
Смело подписывайтесь на канал, изучать ушу вместе всегда интереснее!
Делитесь своими мыслями, наблюдениями, опытом - и пишите в комментариях, поправляйте автора!
Если статья донесла до вас что-то новое, ваш лайк мне тоже поможет!