Найти тему
ВТБ Страна

Все к воде: Волга в картинах русских художников

Жарким июльским днем так и тянет к воде. В прошлые столетия знаменитые художники тоже искали прохладу у речных берегов. Приглашаем посмотреть, как прославленные мастера писали одну из самых воспетых рек России — Волгу.

Исаак Левитан, «Вечер на Волге»

Исаак Левитан. «Вечер на Волге», 1887–1888 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Вечер на Волге», 1887–1888 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Мастер пейзажа Исаак Левитан много работал на Волге и видел ее разной. Эту картину он создал, когда жил в маленьком городе Васильсурске в Нижегородской области. Тогда же он жаловался Антону Чехову на плохую погоду и хотел скорее вернуться в Москву. Но уже дома он понял, что, несмотря на промозглый ветер и дожди, Волга его не отпускает. Поэтому зимой художник сел за картину «Вечер на Волге» и обобщил в ней переживания тех времен.

Алексей Саврасов, «Волга в окрестностях Юрьевца»

Алексей Саврасов. «Волга в окрестностях Юрьевца», 1870 год, частная коллекция © Public domain
Алексей Саврасов. «Волга в окрестностях Юрьевца», 1870 год, частная коллекция © Public domain

Мы знаем Алексея Саврасова по картине «Грачи прилетели» — он, кстати, написал ее в тех же краях. Тогда художник был счастлив: он жил с женой и двумя детьми у реки, мог и хотел писать, вдохновлялся природой и любовью. Но, несмотря на счастье, именно здесь после родов умер их третий с женой ребенок. Переживания он превращал в картины.

Саврасов жил в Юрьевце и посвятил Волге целый цикл картин. Здесь он уделяет больше внимания пейзажу, потому что главной героиней является Волга, но в других работах тщательнее прорисовывает фигуры людей.

Иван Айвазовский, «Волга у Жигулевских гор»

Иван Айвазовский. «Волга у Жигулевских гор», 1887 год, Киевская картинная галерея © Public domain
Иван Айвазовский. «Волга у Жигулевских гор», 1887 год, Киевская картинная галерея © Public domain

Ландшафты Волги запечатлевали многие выдающиеся художники, часто они даже работали совсем рядом. Например, в этом селе Ширяеве бывал и Репин, и Макаров, и Васильев, а Иван Айвазовский в это же время путешествовал там на пароходе. Художник показывает необычную зарисовку — сплав бревен и пароход с императорскими флагами сразу. На плоту мы видим рабочих, а еще правее — бурлаков, которые тянут судно дальше. Горизонт накрывает дымкой, тени красят все вокруг, а до ночи еще далеко — она крадется только в левом углу.

Илья Репин, «Бурлаки на Волге»

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1872–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1872–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Неве — этот контраст между человеком и природой шокировал художника. В те годы он, как и все академисты, работал над изображением библейских сюжетов, но решил отложить учебные предметы и запечатлеть жизнь народа. Репин отправился на Волгу, чтобы больше узнать о бурлацком труде, знакомился с бурлаками около Самары, расспрашивал их о работе и ходил рядом, запечатлевая движения.

Он создал первый эскиз картины в 1869 году, но не остановился на этом и отправился в путешествие. Из нового эскиза возникла полная версия картины маслом, а в марте 1873-го она была окончательно завершена. Стоит отметить, как прорисованы лица героев — художник сосредоточился не на потенциальной жалости к бурлакам, а на их личностях, характерах и внутреннем мире.

Борис Кустодиев, «Гуляние на Волге»

Борис Кустодиев. «Гуляние на Волге», 1909 год, Государственный Русский музей © Public domain
Борис Кустодиев. «Гуляние на Волге», 1909 год, Государственный Русский музей © Public domain

Легендарный портретист придумал эту картину, когда был в Тутаеве и жил в гостинице «Эрмитаж». Окна выходили на Волгу: этот вид вдохновил художника сохранить праздник жизни. Кустодиев делал краски подвижными, используя разные материалы вместе. Он наполнил работу десятками образов, чтобы показать, как смешивались люди в толпе и насколько они были поглощены общим празднованием — словно весь мир вокруг превратился в ярмарку. Кустодиев вновь запечатлел силу, радость и жажду жизни народа, который жадно проживает ее каждый день.

Для справки:

Больше картин, запечатлевших красоту Волги, можно увидеть в художественных музеях страны, например в Третьяковской галерее или Русском музее. Банк ВТБ плодотворно сотрудничает с этими культурными институциями и поддерживает масштабные выставки и события.