Фильм Сергея Герасимова "Семеро смелых" - классика нашего кинематографа. Николай Боголюбов, Тамара Макарова, Пётр Алейников, Олег Жаков... Воистину - "сливки" довоенного кинематографа! Фильм этот был посвящен Х съезду ВЛКСМ и в полной мере соответствует этому посвящению. Он очень и очень советский, это безусловно. Мужественные благородные люди, невероятно тяжелые условия, бескорыстная помощь и ежесекундная готовность прийти на выручку... И при этом, герои были вполне живыми, каждый - со своим характером, своими недостатками и своей историей.
К созданию картины подошли со всей серьёзностью, сценарий был создан в соавторстве самим Сергеем Герасимовым и писателем Юрием Германом, у фильма были консультанты из Всесоюзного Арктического Института. Удалось даже достать для съёмок подлинный "арктический" транспортный самолет - НИАИ-1 (в просторечье именуемый "Фанерой").
Кстати, ставшую знаменитой песню из этого фильма "Лейся, песня, на просторе", написал один из актеров - Андрей Апсолон. В картине он играет метеоролога Осю Корфункеля.
Съёмки проходили хоть и не в Арктике, но всё же отнюдь не на курорте - в Заполярье, у побережья одного из островов архипелага Земля Франца-Иосифа - и это добавляет картине напряженности, остроты и правды.
Фильм был создан во времена, которые позднее назовут "эпохой советского романтизма". Но романтизм этот был особым, героями этих фильмов становились первопроходцы, челюскинцы, папанинцы... В общем, да, - герои. Подлинные советские герои без трусов поверх трико
Талант Сергея Герасимова очевиден еще и потому, что фильм "Семеро смелых" и сейчас - смотрится. Да, видны несовершенства, - как иначе, ведь само искусство кинематографии по сути только зарождалось! - но... за приключениями героев смотришь с интересом, им веришь и сопереживаешь.
С сожалению, за пределами нашей страны картину знают мало (что. в принципе, понятно). Отзывы есть, но крайне скупые и скудные. За исключением одного. Судя по всему, его автора таки проняло и задело всерьёз, хоть и не по-доброму. Во как брызжет! Во все стороны. )))
Приведу этот отзыв для вас - с незначительными купюрами.
Читаем!
**********
**********
Шесть холодных мужчин и одна фригидная женщина
Один из "мужчин" в "Семи храбрецах" - на самом деле женщина: на самом деле она врач в описываемой экспедиции. Этот фильм - советская пропаганда, поэтому я подозреваю, что пол в названии не указан намеренно... чтобы показать, что все - и мужчины и женщины - равны в рабочем раю, товарищ, да? Как человек, побывавший в Советском Союзе до гласности, я очень скептически отношусь к такой символике. Большинство врачей в СССР были женщинами, и мастера советской пропаганды всегда представляли эту статистику внешнему миру как доказательство (предположительно) просвещенного статуса женщин при коммунизме. Но на самом деле медицинские технологии и условия в больницах при советском коллективизме были настолько ужасными, что врачи не имели того высокого статуса в российском обществе, которым они пользовались в других странах, и быть врачом в СССР в значительной степени воспринималось как тяжелая работа. Вакансии врачей, как правило, заполнялись женщинами, потому что, честно говоря, мужчины не хотели идти на эту работу.
Итак. Советским заводам нужно олово, поэтому экспедиция из шести человек (включая женщину-доктора Охрименко) отправилась в Сибирскую Арктику в поисках залежей минералов. Находясь по соседству, они заодно надеются внушить местным жителям идеи славного коллективизма. Руководитель экспедиции - красавец-капитан Летников. По пути веселая команда обнаруживает, что они заполучили безбилетника: похожего на Тинтина юношу по имени Молибога. Зачем кому-то понадобилось прятаться на судне, идущем в Арктику, выше моего понимания. Звукозапись в этом фильме плохая, и мне было трудно следить за русским диалогом - даже с помощью уроженца Украины, который смотрел фильм вместе со мной, - но, по-видимому, Молибога должен быть подростком, хотя актер, играющий роль, кажется немного старше. Подростка Молибогу сразу же назначают поваром экспедиции. (Раб на галерах?) Для целей этого фильма он также выполняет роль клоуна-комика, я имею в виду комическую помощь сюжету. Я надеюсь, что хотя бы его кулинарные навыки адекватны, потому что он не очень смешной. Как бы то ни было, теперь он седьмой обладатель титула "Храбрец".
Пилот экспедиции, Богун, случайно повреждает важную часть оборудования... что приводит к длиннейшему диалогу о том, как он подвел благородное дело нации, отбросил назад последний пятилетний план и тому подобное. В конце концов, он искупает свою вину, когда некоторые другие члены экспедиции оказываются в затруднительном положении из-за плохой погоды. (Кто бы мог подумать, что в Арктике будет плохая погода?)
Видовые съёмки в этом фильме впечатляют, и у меня складывается впечатление, что эти сцены действительно были сняты в Сибири или, по крайней мере, на крайнем севере советской территории. (Не то чтобы я знал наверняка; я никогда там не был.) Укороченные тени актеров и их сгущенное дыхание дают понять, что они находятся в околополярных широтах. Мы видим несколько кратких сцен с коренными эскимосами, или инуитами, или юпиками, или как там их политкорректно называют на этой неделе. Честно говоря, я не могу понять, почему кто-то мог жить в таком пустынном регионе, особенно в те времена, когда еще не было современных технологий. Как будто у этих людей недостаточно проблем, чтобы просто быть эскимосами, они вот-вот станут кем-то еще более несчастным: эскимосами-коммунистами.
Есть несколько захватывающих сцен схода лавины и снежной бури. Они выглядят вполне реальными, хотя я бы не стал отрицать, что создатели фильма устроили настоящую лавину только для того, чтобы получить выигрышные кадры. Несколько раз ветер сдувает снежинки прямо в объектив камеры, напоминая нам, что мы наблюдаем за актерами в фильме.
Женщину-врача играет Тамара Макарова: судя по ее внешности, она, похоже, не имеет никакого отношения к действительно очень красивой балерине Наталье Макаровой (которую я видел в свободном мире после того, как она сбежала из СССР). Интересно, что создатели фильма изображают эту героиню как советскую женщину, похожую на Ниночку - энергичную, деловитую, без места в душе для эмоций или любви, - и все же, в самом конце фильма она целует одного из своих товарищей по команде. В контексте этого бесстрастного фильма это преподносится как момент действительно очень бурной страсти. Я оцениваю этот фильм на 4 балла из 10. Теперь я знаю, почему то время называлось Холодной войной.
Ну что, впечатлились? ))))) Я - да. Давно такого махрового комментария не было.
Кстати, напомню, что лайки (или дизлайки) вы ставите мне, а не этому товарисчу.
До новых встреч на канале!