Найти тему

«Нам бы талантливого специалиста, но с заниженной самооценкой!»

Вот такие пожелания к кандидату могут быть у нанимающих менеджеров. Их позиция понятна: неуверенность в себе — отличная мотивация для бесконечной работы и прорывных результатов. Однако эта стратегия недальновидная, потому что ведёт сотрудника к выгоранию или — что в разы хуже — к депрессии. Об опасностях такого подхода мы поговорили с практикующим психологом и основателем проекта PSY v IT Анастасией Калашниковой.

Ко мне на консультацию часто приходят люди с синдромом самозванца, то есть с ужасно низкой самооценкой. Они очень страдают, потому что недовольны собой, своей работой, коллективом — вплоть до увольнения. На самом деле это успешные люди, но у них есть такая особенность: они не могут присвоить себе свой успех. Свои достижения они считают не результатом труда, а удачным стечением обстоятельств. Поэтому их мучает тревога, что вот-вот обман раскроется и их разоблачат.

Синдром самозванца очень мешает работе. Во-первых, потому что такой специалист не даёт себе спуска и отдыха, он перерабатывает и переутомляется. А это невыгодно никому, потому что человек теряет здоровье, а бизнес — качество. Во-вторых, у «самозванцев» сложные отношения с коллегами: их неуверенность выливается в зависть и раздражение и ведёт к конфликтам. Этот синдром в целом про дистанцирование от других, а это полная противоположность командообразованию.

Человеку с синдромом самозванца можно помочь! Но это в компетенции психотерапевта, а не его руководителя или эйчара. Хочу предостеречь последних от того чтобы ставить диагнозы или делиться своими подозрениями с командой. Непрошенная помощь и спасательство до добра ещё не доводили.

Советую вложиться в профилактику выгорания. Пресекать переработки, ставить чёткие задачи с понятными метриками и давать развёрнутый фидбек по ним. Хвалить! Мало сказать «Молодец», нужно аргументировать похвалу с опорой на факты. Ещё одна полезная практика — встречи руководителя с подчинённым один-на-один. На них можно обсудить сложности в работе, отношение к команде и мотивацию сотрудника. Это позволяет разрядить обстановку и снять с человека часть тревог.

В комфортных условиях работы люди будут продуктивны и работодателю уже не понадобится использовать чью-то внутреннюю неуверенность как топливо для разгона. Сотрудники — не лимоны: не нужно их выжимать. Относитесь друг другу уважительно и бережно — вот фундамент успеха любого предприятия и его руководителей.

От редакции хотим дополнить, что лучших специалистов удобно искать здесь, а о том, как создать комфортные для них условия, читать здесь и здесь! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.