5 июля 1791 года один пленный поморский (славянский субэтнос, проживающий на севере России) кормщик (аналог современного рулевого на судах) уберёг Архангельск во времена Северной войны.
В 17-м веке Швеция стала одной из сильнейших держав в Европе. Её господство на Балтике пугало многих, а шведская экспансия на европейский континент заставляла страны обьединяться в антишведские коалиции.
Ход событий. Все описываемое происходило во время "Битвы у Новодвинской крепости". Целью данного сражения было как раз, не дать шведам доставить свою военную эскадру в Белое море и уничтожить город Архангельск (центр торговли Русского царства с Европой в период Северной войны). Также, как нам теперь известно, Швеция хотела сжечь "Соломбальские верфи" (Не так давно построенное предприятие, на котором строились довольно крупные корабли). Для защиты стольких стратегических точек началось возведение той самой вышеупомянутой, "Новодвинской крепости". На ней и сконцентрировали внимание шведы.
Пленение Рябова. Только в середине июня Петру I стало известно о том, что к Архангельску идёт вражеская эскадра, готовая грабить, жечь и убивать. Силы неприятеля были не столь существенны (7 кораблей, около 900-та человек при 127 пушках, часть которых, возможно, забрали у русских при прошлом поражении) для захвата и удержания земель, но для "дел каперских" (тактика захвата торговых кораблей, факторов неприятеля была вполне обычна для нового времени) было вполне достаточно.
Неприятель двигался в обход Скандинавского и Кольского полуостровов, дабы попасть в Белое море, прямиком к Архангельску. Там, около одного острова, шведы захватили промысловый карбас (транспортное небольшое судно), на котором был кормщиком Иван Седунов (по прозвищу Рябов). По полученной от него информации, Иван неоднократно бывал в Архангельске и знает как скорее можно к нему подойти (расположение фарватера - наиболее безопасного и скоростного пути для флота).
Необходимо также добавить, что Иван был пленён не один, его участь также разделил толмач (переводчик) Дмитрием Борисовым Поповым, который также вёл "помогал" шведам, за что был расстрелян.
Подвиг. Иван Седунов оказался не из "робкого десятка". Под страхом смерти он согласился провести их к Архангельску (видимо, скрестил пальцы).
Взамен, если все пройдёт успешно, шведское руководство обещало взять его на свою службу лоцманом (очень перспективная карьера для простого крестьянина того времени, уж поверьте). Но заморская служба была не по душе простому поморскому патриоту.
Шведский флот неумолимо приближался к Архангельску. Вечером подошли к строящейся крепости (под нейтральными флагами). Навстречу им вышли русские корабли и один из наблюдателей заметил, что на "нейтральном флоте" залегает штурмовой десант. Завязалась перестрелка. Шведский корпус пошел в атаку.
В этот момент Иван уверенно вёл вражеские корабли, да так умело это сделал, что два из них ("Тёва-летит" и "Мьёхунден") сели на мель прямиком под пушки крепости. "Повезло" шведам ещё и тем, что начался отлив, снять корабли с мели оказалось невозможно. Корабли получили серьезный урон и как следствие, были покинуты командой.
За столь дерзкий поступок Борисова и Рябова шведы попытались сразу расстрелять их. Борисов погиб, а Рябов проявил себя так, как не каждый современный боевик покажет. Он умудрился притвориться мёртвым, но в нужный момент прыгнул за борт и доплыл до берега. Там, к сожалению, его подобрали стражники и обвинили в пособничестве шведам. Никто не стал его слушать и Ивана, героя сражения, взяли под стражу.
Но случай помог, о данном событии узнал царь Пётр. Он приказал разобраться в случившемся. Когда все убедились в том, что Рябов герой, а не предатель, его отпустили из-под стражи.
Пётр приказал одарить его "как следует", затем отправить в Москву. Что произошло дальше с "Поморским Рэмбо", к сожалению, не известно, нет никаких документальный свидетельств. Однако само по себе наличие таких беспринципных и бескорыстных героев уже большая победа для нашей страны!
Последствия. Попытка шведов подойти к Архангельску и уничтожить один из основных центров торговли закончился провалом. Неприятель потерял два корабля, были потери среди личного состава. Шведский десант был вынужден отойти обратно в море и ограничиться грабежом побережья Двины и Белого моря.