Как чувства Бетховена к Джульетте повлияли на характер произведения.
Человек с нелегкой судьбой, с трудом переживший детские годы, мечтал об одном: избавиться от пристрастий к замкнутости и необщительности. Маленький Бетховен занимался музыкой с детства, чем и пользовался его отец: заставлял мальчишку непрерывно сидеть за клавесином, чтобы в последствии зарабатывать на творчестве дитя. С появлением в жизни Людвига друга и наставника, его жизнь кардинально изменилась. Конечно же в лучшую сторону. Немецкий композитор и дирижер Кристиан Нефе относился к мальчишке с особым трепетом. Он обучил его гуманитарным наукам, привил любовь к искусству. Благодаря Нефе, Людвиг Бетховен, словно в сказке о Гадком утенке, превратился в прекрасного лебедя: юноша смог воспитать в себе любовь к истории, литературе и этике. Помимо этого, его приукрашали и личные качества, такие как гуманизм и человеческое равноправие. Достигнув 17-ти летнего возраста Бетховен покидает родной город и отправляется в Вену. Город, пропитанный культурой и искусством покорил сердце композитора навсегда.
Джульетта и Бетховен
Речь в сегодняшней статье пойдет о величайшем произведении Людвика В.Бетховена, которое он посвятил своей возлюбленной - графине Джульетте Гвиччарди. Джульетта - дочь состоятельного графа Гвичарди. Не достигнув и 17 летнего возраста Джульетта перебралась в Вену. Но будучи еще в столь юном возрасте смогла завладеть чувствами 30-ти летнего Бетховена. Композитор с первой их встречи полюбил юную графиню, о чем не раздумывая признался своим товарищам. Людвиг был уверен, что эти чувства взаимны.
Бетховен в письме к другу:
"Эта чудесная девушка так сильна любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за нее".
Уже тогда у композитора начались проблемы со здоворьем: его слух портился изо дня в день, о чем он жалобно писал также в письмах своему другу. Что может быть хуже, чем потеря слуха, когда вся твоя жизнь - это музыка. Негодования Бетховена сменялись на чувства наслаждения при каждой встречи с прекрасной графиней.
Вскоре после первой встречи, Бетховен стал преподавать девушке уроки фортепиано, обозначив эти занятия как безвозмездные. Графиня была очень этому признательна, и в ответ на это дарила Бетховену рубашки, вышитые собственноручно.
Не смотря на свои чувства к Джульетте, Бетховен преподавал крайне сурово. Он с особым гневом разбрасывал нотные листы, когда Джульетта ошибалась. Всё что ей оставалось делать - спокойно их собирать.
Создание "Лунной" сонаты
Полугодовалые отношения с графиней Гвиччарди побудили Бетховена к написанию произведения крупоной формы. Свою сонату он посвятил Джульетте, в знак глубокой привязанности и стремления к прекрасной леди. Чувства надежды настолько переполняли композитора, что первая часть сонаты была написана на одном дыхании. В этой части можно прочувствовать душераздирающую меланхолию - грусть и уразумение. Композитора одновременно переполняют и требовательные чувства. Здесь слышно и печаль и убеждения самого себя, что эти ожидания небезнадежны.
Вторая часть сонаты - это точное олицетворение равнодушной жеманности со стороны девушки, переплетенное с искренностью чувств композитора. Бетховен погряз в своих мечтах и ожиданиях. Его терпение исчерпано и чувства любовные перетекают в гнев, состояние подавлено. Едва сдержанные гневные эмоции вызывают ощущения двойственности: очарованность чувств несопоставима с пережитыми эмоциями гнева и безнадежности.
Ветреность и равнодушие девушки будили в композиторе свирепость: финал сонаты позволили не сдерживать композитору только что пережитые эмоции. Он, словно "горящая лава" извергал на нотный стан всю свою ненависть и скорбь, композитором управляла ревность. Графиня в буквальном смысле слова доказала свою ветреность и легкомыслие: девушка приняла ухаживания графа Галленберга, которого Бетховен считал посредственным музыкантом. Однако девушка, уже став Джульеттой Гелленберг, считала своего нового избранника гением музыки. Сообщив о своих убеждениях Бетховену, Джульетта получила в ответ презрение. Финал сонаты не передаёт нам разрешения конфликта - борьба чувств продолжает причинять страдания композитору.
Будь чувства Джульетты и Людвига взаимны, какой образ получила бы соната? А может и вовсе имело бы иное название.
Воспитав в себе искренность и открытость, Бетховен стал позволять себе грубость по отношению к обществу. Гуманизм сменился на равнодушие. Композитор до конца своей жизни публично презирал и оскорблял Джульетту. О своих подлинных чувствах к графине, Бетховен смог признаться лишь в письме, которое обнаружили после смерти композитора. Споры о том, кому адресовано письмо шли годами, но крохотный портрет, найденный в письме говорил об одном: на нем изображена именно она - юная Джульетта.
Народное обозначение "Лунная" произведение получило уже после смерти композитора.
Послушать произведение: Piano Sonata No. 14 (cis-moll), Op. 27, No. 2, «Moonlight». Исполняет Валерий Вишневский.
#культура #музыка #композиторы #луннаясоната #история