Найти тему
History by Инородец

"Его патриотическое чувство особенно высоко поднималось, когда он встречал инородцев..."

А встречал он их на Нижегородской ярмарке. Обыкновенный русский интеллигент, из поволжского губернского города N. Может быть, это был Симбирск (ныне - Ульяновск). Данный собирательный образ интеллигента - плод воображения великого русского писателя Максима Горького, герой его неоконченного романа "Жизнь Клима Самгина". Дело происходит на заре ХХ века, до 1905 года. Клим Самгин гуляет по ярмарке, которую татары и тогда называли Мәкәрҗә (в память о перенесенной Макарьевской ярмарке).

Кадр из фильма "Жизнь Клима Самгина". Интеллигент Клим Самгин (справа) и представитель исчезающего дворянства Иван Туробаев (слева). Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Жизнь Клима Самгина". Интеллигент Клим Самгин (справа) и представитель исчезающего дворянства Иван Туробаев (слева). Фото: kinopoisk.ru
".... когда он встречал группы инородцев, собравшихся на праздник властвующей ими нации от Белого моря до Каспийского и Черного и от Гельсингфорса до Владивостока. Медленно шли хивинцы, бухарцы и толстые сарты, чьи плавные движения казались вялыми тем людям, которые не знали, что быстрота - свойство дьявола. Изнеженные персы с раскрашенными бородами стояли у клумбы цветов, высокий старик с оранжевой бородой и пурпурными ногтями, указывая на цветы длинным пальцем холеной руки, мерно, как бы читая стихи, говорил что-то почтительно окружавшей его свите. (...)
Часто встречались благообразные казанские татары и татары-крымчаки, похожие на румын-музыкантов, шумно бегали грузины и армяне, не торопясь шагали хмурые, белесые финны, строители трамвая и фуникулеров в городе. У павильона Архангельской железной дороги, выстроенного в стиле древних церквей Северного края Саввой Мамонтовым, меценатом и строителем этой дороги, жило семейство курносых самоедов, показывая публике моржа, который обитал в пристроенном к павильону бассейне... (...)
В кошомной юрте сидели на корточках девять человек киргиз чугунного цвета; семеро из них с великой силой дули в длинные трубы из какого-то глухого к музыке дерева; юноша, с невероятно широким переносьем и черными глазами где-то около ушей, дремотно бил в бубен, а игрушечно маленький старичок с лицом, обросшим зеленоватым мхом, ребячливо колотил рукавами по котлу, обтянутом кожей осла. Иногда он широко открывал беззубый рот, зашитый волосами реденьких усов, и минуты две-три тянул тонким режущим уши горловым голосом:
-Иё-ё-ы-ы-йо-э-э-о--ы-ы-ы..."

Вот такая ярмарочная, очень колоритная Россия глазами литературного героя Максима Горького. В советской экранизации этого романа, середины 1980-х гг., этим инородческим образам уже не нашлось места. Есть только крестьянско-рабочая Россия и т.н. образованный класс, который всё рассуждает о путях развития страны.