Найти тему
_LD_

Как интернет испортил журналистику.

Достаточно часто от знакомых журналистов я слышала, что журналистика сильно изменилась с появлением интернета и не в лучшую сторону. Почему? Всемирная сеть же дает возможность быстрее зарекомендовать себя как СМИ. Но не все так просто.

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе кратко рассмотрим историю журналистики.

-2

Сложно сказать точно когда зародилась эта деятельность. Многие народы собирались на площадях, рынках, чтобы обменяться новостями и поделиться своим мнением об услышанном. Писцы в храмах записывали происходящее, составляя летописи, распространяли новости, указы и законы. Зарождение первых газет стало существенным толчком в развитии журналистики. При Юлии Цезаре велись ежедневные сводки событий, а в Китае в 10 веке вышел "Столичный вестник". Но первая газета, похожая на современную, появилась в Страсбурге в 1605(9) году.

-3

Развитие журналистики в ногу шло с развитием бумажной промышленности и научно-техническим прогрессом. Этому во многом поспособствовал Иоганн Гутенберг. Книгопечатание, разработанное немецким изобретателем 15 века, получило название “метод 42 строк”, осуществлялось оно подвижными, железными литерами. Также в числе его вкладов в развитие печати: использование чернил на масляной основе, регулируемой матрицы и деревянной печатной машины. Все больше и больше упрощалась работа над тиражом с информацией, которая была актуальна для людей того времени.

Изначально газеты были исключительно черно-белыми, а сейчас сложно представить себе репортаж или расследование, которые бы не сопровождались яркими и красочными снимками. Время, когда фото стали сопровождать статьи, стало пиком продаж газет. Снимки с места какого-то события разбавляли скучный, однообразный текст и служили, и продолжают служить, доказательством сказанным или написанным словам.

«Баррикады на улице Сен-Мор» (1848). Первая фотография, используемая для иллюстрации газетного сюжета.
«Баррикады на улице Сен-Мор» (1848). Первая фотография, используемая для иллюстрации газетного сюжета.

Фотографии увеличили тираж газет, а конец 19 и начало 20 веков вывело журналистику на новый уровень. После изобретения радиовещания и телевидения, ораторские выступления возвратили свои утерянные позиции и стали популярны вновь, хотя они во все времена воспринимались как высочайшее из искусств. Красноречие помогало и продолжает помогать политическим деятелям продвигаться к власти, а мудрецам – распространять свои учения.

Недостатки печатной прессы, с появлением электронных СМИ, стали более заметны аудитории.

Во-первых, через радио или ТВ информация быстрее стала доходить до слушателя или зрителя.
Во-вторых, печатные СМИ почти не имеют обратной связи со своей аудиторией.
-5

Интернет - всемирная сеть, и новейшая разработка за последнее время, которая привнесла в журналистику новые перемены. Теперь информация может обновляться в режиме онлайн, появляются гипертекст и конвергентные конкуренты, меняется восприятие текста аудиторией, упрощается поиск информации.

Сейчас журналист не только информирует аудиторию, но и высказывает свое мнение к материалу, который повествует, кроме того он общается с читателями, слушателями или зрителями, защищает собственную позицию, объясняет то, что было неясно.

По данным роскомнадзора, с 1990 года по 2012 год количество новых регистраций СМИ в целом выросло — от 572 до 7582. На июль 2021 года в реестре Роскомнадзора зарегистрировано действующих СМИ - 61,5 тыс. Это примерно 40 % от всего количества Средств Массовой Информации.

Как менялось кол-во зарегистрированных СМИ с 1990 по 2021 г.
Как менялось кол-во зарегистрированных СМИ с 1990 по 2021 г.

Увеличение количества СМИ - это одна из опасностей интернета для журналистики в целом. И из них качественные далеко не все. Проблема развития журналистики в связи с появлением и расширением сферы интернет-СМИ, блогеров, берущих на себя функции журналиста, не может не беспокоить представителей данной специальности.

Любой, кто увлекается той или иной сферой деятельности и обладает красноречием, способен открыть собственный блог, без помощи других, притягивая аудиторию и рекламодателей, и считаться журналистом. Это ведет к демократизации журналистики и развитию свободы слова. Но информации много, и явно не хватает полезной или хотя бы достоверной. Качество журналистики снизилось, и теперь внимание публики требуют люди, которые даже не знают, как правильно писать.

Информационная перегрузка.

Конечно, любой человек нуждается в какой-либо информации. Стремление к знаниям о мире - своеобразный инстинкт. Термин "информационная перегрузка" ввел в 1970-х гг. Э. Тоффлер в «Футуршоке».

-7
В современной ситуации в силу огромного количества разного рода достоверных и недостоверных, важных и второстепенных фактов, информация не успевает анализироваться и усваиваться человеком. Это приводит к дезориентации.
Для людей важнее становятся второстепенные проблемы, они перестают замечать или понимать всю серьезность проблем, которые требуют решения сейчас.

В предыдущие исторические периоды информационными источниками были книги. Об их избытке говорили многие писатели и философы.

Сенека Луций сказал: “Чрезмерное обилие книг распыляет мысли”. Невозможно было ознакомиться с каждой книгой. Их обилие сводило с ума.

Но цифровая эпоха не сравнима с другими. Если книги (примерно в 16-18 веках) создавались грамотными людьми и были доступны для образованных, то сейчас, в 21 веке, знания о мире и о том, что в нем происходит, может получать любой. Например, аудиовизуальная информация проста как и в донесении каких-либо фактов до аудитории и влиянии на нее, так и в производстве.

Быстрота создания информации, ее передача и доступность для пользователей становится еще одной проблемой. Появление гипертекста приводит к тому, что человек переходя каждый раз по новой ссылке, принимая новую информацию, забывает чем он интересовался изначально. Концентрировать свое внимание на определенной статье очень тяжело.

А.Е. Войскунский - русский психолог, исследователь “киберпсихологии” изучил данную тему. Он определяет специфику познавательной деятельности в Интернете с ее гипертекстовым характером. Войскунский утверждает, что материал, изученный в гиперссылках основного текста, не реализуется в полной мере. Это связано с кратковременной памятью.
-8
Издательство РБК в своей статье “Почему соцсети влияют на мозг…”, ссылаясь на исследования Принстонского университета, вовсе считают, что информация, сохраненная на каком-либо гаджете, ухудшает память т.к. “мозг решает, что не нужно себя перегружать, раз воспоминание осталось на электронном носителе”.

У читателя всегда есть выбор: читать данный текст или нет. Кроме того, увеличивается когнитивная нагрузка при работе с гипертекстом. В основном это связано с графиками, фотографиями, комментариями. Но такие дополнения к информационному материалу идут только на пользу. Текст становится легким для усвоения, повышается интерактивность, медийность, несмотря на то, что процесс чтения прерывается.

Помимо всего этого всемирная сеть также повлекла за собою 2 процесса – медиатизация политики и политизация медиа. Они существенно поменяли смысл специальности журналиста. В 21 столетии журналист теперь не только выступает в качестве информатора и осуществляет контроль над властью, но и заставляет аудиторию верить в истинность убеждений власти. Из-за этого у журналиста появляется не свойственная ему функция эксперта. Это возникает в силу старого стереотипа «что пишут в газете или говорят по телевидению - правда». При этом сами журналисты в большинстве своем нацелены на профессиональное выполнение своей работы, т. е. на информирование общества с объективной стороны.

Но, одно из значимых качеств какой-либо редакции-оперативность. Из-за этого качество распространяемой информации стало сильно страдать.

Элиа Кац сказал: «начала окончания журналистики, как мы ее понимаем».

Желание опубликовать новость «живьем либо практически живьем» ставит под сомнение классические журналистские методы работы с информацией. Пренебрегается обработка сведений, создание “красивого” слова.

Если сравнивать 2 периода развития журналистики: до и после появления интернета, то можно сделать несколько выводов.

  • Во-первых, информирование людей стало происходить быстрее, но при этом качество передаваемой информации сильно ухудшилось.
  • Во-вторых, с Интернетом появился доступ к информационным материалам, упрощенный их поиск и навязывание второстепенной или ложной информации.
  • В-третьих, необходимо формирование особого нового навыка чтения, с помощью которого можно извлекать необходимую информацию более быстро, успешно, не теряться в гиперссылках.
-9