Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: TOCOTRONIC - Nie Wieder Krieg (2022)

Автор: Николай Чувиков

Давайте сразу обратим внимание на слона, которого все приметили, но о котором никто не хочет говорить: новый альбом немецкой группы носит название "Nie Wieder Krieg", что переводится на русский язык как "Больше никакой войны". Понятно, что мысли любого не-живущего-под-камнем-человека сразу же будут направлены на продолжающуюся спецоперацию России, а некоторые даже посчитают сей лонгплей своеобразным политическим памфлетом, но на самом деле это не так. Альбом "Nie Wieder Krieg" был выпущен за несколько недель до начала волнующих всех событий и даже если и имеет под собой какой-либо политический лейтмотив, то он больше касается ушедшей в прошлое коронавирусной пандемии и соответствующих социальных последствий. Так что не надо триггериться и судить об альбоме без понимания контекста.

Итак, Tocotronic. На самом деле в Германии эта группа давно уже считается по-настоящему культовой, а её ранние альбомы воспринимаются как форменная классика тевтонской альтернативы. Первые две записи коллектива, "Digital ist besser" и "Nach der verlorenen Zeit", звучали достаточно тяжело и сыро, - на тот момент музыканты исповедовали перегруженное гитарами звучание пост-панка, а их истеричный вокал идеально ложился на подростковую лирику об экзистенциальной тревоге. Однако со временем немецкие музыканты начали смещаться в сторону альтернативного и даже арт-рока, правда в очень умеренных дозах. Нынешний их творческий период можно охарактеризовать как "подражание Morissey и The Smiths", что может порадовать одних меломанов и, наоборот, оттолкнуть других. Причём стоит отметить, что в этой своей стилистической фазе Tocotronic пребывают ещё с середине нулевых годов 21 века, что является достаточно продолжительным сроком. Так что, к моему великому сожалению, "Nie Wieder Krieg" звучит вторично и однообразно, даже при том, что на альбоме вполне можно найти пару достойных треков.

Почему так вышло? Наверное, вся суть состоит в том, что музыканты из Tocotronic ещё на "Pure Vernunft darf niemals siegen" (2005) добились желаемого звучания, которое сочетало в себе классическую альтернативно-роковую стилистику с элементами арт-рока, нео-психоделики и западно-европейского фолка, а после этого будто увязли ногами в цементе. Каждая новая работа коллектива лишь повторяла уже пройденные ходы, время от времени удивляя слушателей неожиданными композиционными решениями, но в большинстве случаев избегая съездов с уже проторенной колеи. И если на ранних стадиях такой подход позволил Tocotronic выпустить несколько действительно сильных альбомов (особенно радует эклектичный "Schall und Wahn"), то к 2022 году их формула заметно подгнила и начала приторно попахивать.

Среди запоминающихся треков на "Nie Wieder Krieg" можно выделить "Jugend ohne Gott gegen Faschismus" с её плотной атмосферой и запоминающимся мотивом и "Ich hasse es hier", на которой Tocotronic звучат на удивление вызывающе и даже местами агрессивно. В остальном же лонгплей мало чем отличается от прошлого "Die Unendlichkeit" (2018) - большинство песен забывается уже после первого прослушивания, а общая атмосфера не производит никакого выдающегося впечатления. То есть серьёзно, альбом вышел ещё в начале Февраля 2022 года, и я помню, что послушал его чуть ли не в день релиза - однако со временем я забыл про него настолько, что, увидев его обложку у себя в коллекции, сначала не мог понять, что это за группа и что это за музыка. Пришлось переслушивать - и снова впечатлений осталось ничтожно мало.

При этом я готов признать, что мне было очень сложно сконцентрироваться на музыке: Tocotronic в их нынешнем состоянии относятся к тем группам, на музыке которых нужно внимательно и пристально концентрироваться, чтобы понять её, но это оказывается на удивление сложным занятием. Мысли дрейфуют куда-то в сторону, а внимание рассеивается так, будто у меня в медицинской карте значится диагноз СДВГ.

Также нельзя не отметить очень странную и неформальную лирику. Это тот момент, когда слушателю определённо ясно, что музыканты хотят что-то сказать, причём возможно нечто очень глубокое и осмысленное, но вот что именно - абсолютно непонятно. Причём есть вариант, что непонятно это не только слушателям, но и самим музыкантам. Давайте приведём пример и возьмём за основу уже упомянутую мною песню "Jugend ohne Gott gegen Faschismus" ("Безбожная молодёжь против фашизма") - при этом я не буду приводить оригинал, а сразу дам вам мой перевод на русский язык: "Ты снова проводишь лето / На канале / У тебя родинка / На левой голени / На улице вы видите вещи / Что вам не принадлежат / Диаманты, серебряные кольца / И ты их топчешь ногами". Вы меня простите, но... что?! То есть это про молодёжь, что отрицает материальные ценности и таким образом борется с капиталистическим фашизмом? Мол, одни люди отказались от материальных благ, а другие их топчут, даже не задумываясь об их ценности? Вы меня простите, но не могу назвать всё происходящее эффективным образом. И так в каждой песне - мысль есть, а вот реализация её заметно хромает.

"Nie Wieder Krieg" - альбом группы, которой давно уже пора искать новые пути развития. Новая работа Tocotronic звучит вторично, заезжено и абсолютно неоригинально; однако самое худшее состоит в том, что у слушателя после её прослушивания не остаётся ровным счётом никаких эмоций. Рискну предположить, что всё может оказаться наоборот у тех, кто никогда вообще не слушал творчество Tocotronic, но если вы уже знакомы с их более ранними работами, то на "Nie Wieder Krieg" вам делать нечего. У немецких представителей независимой сцены есть гораздо более впечатляющие и сильные альбомы, записанные ещё лет десять назад.

#tocotronic #nie wieder krieg #alternative rock #indie rock #Германия