Найти тему
#Историограф🔎

Рюрик и Вадим Храбрый. Кто кого?

Оглавление

Летопись гласит:

"В лето 6372 (...) оскорбишася Новгородци, глаголюще: "Яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новогородцев советников его".

Последним из историков о Вадиме Храбром, как реально существовавшем историческом лице упомянул Л. Н. Гумилев в книге "От Руси до России" (1992).

Вадим Новгородский, легендарный вождь новгородцев, поднявший восстание против Рюрика (легендарного князя призванного новгородцами на княжение) и убитый им.

Автор: Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика В Ладогу. 1909
Автор: Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика В Ладогу. 1909

Детектив начинается!

Еще в середине IX в. словене, кривичи и аборигенные финноугорские племена не были объединены («кождо своим родом владяше»). Их объединение было достигнуто в процессе восстания против притеснителей-варягов, обложивших все местное население подушной данью.

Победа над варягами вернула власть местному населению, которое стало «городы ставити».

Далее в том же летописном рассказе сообщается:

«И въсташа сами на ся воеват, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в них правды. И реша к собе: «князя поищем, иже бы владел нами и рядил ны по праву». Идоша за море к Варягом и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к нам княжить и владеть нами». Изъбрашася 3 брата с роды своими. И пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И седе стареишии в Новегороде, бе имя ему Рюрик; а другыи седе на Белеозере, Синеус; а третеи в Изборьске, имя ему Трувор. И от тех Варяг, находник тех, прозвашася Русь, и от тех словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешнего дни от рода варяжьска. По двою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и прия власть един Рюрик, обою брату власть, и нача владети един» .

Летописи относят призвание Рюрика с братьями к 859 или 862 году. Вадим Новгородский упоминается (?-863) ( Энциклопедический словарь.Великий Новгород 2005)

Истинность самого факта вокняжения на Северо-Западе варяжского князя подтвердилась раскопками Е. Н. Носова на Городище (в 3 км к югу от Новгорода), где вплоть до конца XV в. находилась резиденция новгородских князей и находки, относящиеся к этому времени, наглядно демонстрирует как элитарность комплекса, так и наличие в нем преобладающего норманнского элемента. Присутствие здесь воинов-варягов демонстрируют находки боевого оружия и культовых скандинавских предметов.

Княжий камень - памятный знак на Рюриковом городище. Княжий камень - 40-тонный валун - был доставлен на городище из Батецкого района Новгородской области. На камне выгравирована цитата из Радзивиловской летописи, свидетельствующая о выдающейся роли городища в истории древней Руси: "И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣ ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити"
Княжий камень - памятный знак на Рюриковом городище. Княжий камень - 40-тонный валун - был доставлен на городище из Батецкого района Новгородской области. На камне выгравирована цитата из Радзивиловской летописи, свидетельствующая о выдающейся роли городища в истории древней Руси: "И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣ ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити"

Давно уже обращено внимание на то, что «имена» братьев могут быть переведены как «верная дружина» (Трувор) и «свой род» (Синеус).

В Изборске принято демонстрировать каменный крест, стоящий якобы на могиле Трувора, в полном забвении того, что Трувор, если жил, то за полтораста лет до утверждения в Восточной Европе христианства. ( НПЛ. С. 106—107. 8 Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990. )

А также то ,что ни в Изборске, ни в Белоозере археологические раскопки каких-либо следов пребывания скандинавов в IX в. не обнаружили.

По версии Ипатьевской летописи, отразившей представления ладожан начала XII в., изначально варяги «придоша к Словеном первее, и срубиша город Ладогу, и седе стареишии в Ладозе Рюрик…, по дъвою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и прия Рюрик власть всю один, и пришед к Ильмерю и сруби город над Волховом и прозваша и Новъгород, и седе ту княжя» .

Эта версия послужила основой нынешней легенде о Старой Ладоге как «первой русской столице».

Здесь снова сочетаются реальность и миф.

Вполне вероятна продолжительная остановка Рюрика в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю как узлу торговых путей препятствовали волховские пороги, к преодолению которых следовало обстоятельно подготовиться, в частности, решить вопрос о замене морских кораблей на плоскодонные, оценить уровень весеннего подъема воды над порогами, или предпочесть сухопутную дорогу в обход порогов. Такая вынужденная остановка отнюдь не превращает ее место в столицу. (Янин В. Л. Очерки Новгорода)

Рюрик основал Новгород?

Мифическим представляется утверждение об основании Рюриком «города над Волховом» и наречении его Новгородом. Коль скоро на территории собственно Новгорода нет никаких напластований IX в., очевидно, что речь идет о сооружении укреплений в резиденции на Городище, которая также является «городом над Волховом».

Вполне легендарной представляется версия Ипатьевской летописи об объеме владений Рюрика, который якобы в числе «волостей», розданных «мужам своим», числил Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром. Надо полагать, что эта якобы подвластная Рюрику территория сконструирована из общего объема расселения не только кривичей и новгородских словен, но и всех известных позднейшему летописцу «кривичских» и «чудских» (угрофинских) племен — в том числе и тех, которые не входили в союз, пригласивший Рюрика.

Городище впервые упоминается в летописи под 1103 годом. Крепость Рюрика была построена из дубовых брёвен. Мыс, перерезанный ныне Сиверсовым каналом, был срезан древними строителями для увеличения высоты холма, где возвели сооружение. Для строительства использовали 12-метровые ровные дубы. Благодаря воде конструкции хорошо сохранились. Археологи отметили, что крепость не смещалась за все прошедшие столетия. В 2015 году экспедиция ИИМК РАН при его изучении обнаружила на Рюриковом городище древнейший культурный слой, относящийся к VIII – первой половине IX века, то есть как минимум на полвека ранее призвания варягов, что доказывает факт существования здесь поселения до прихода Рюрика.

Автор фото: novgorodmuseum.ru  Крепость Рюрика на Городище
Автор фото: novgorodmuseum.ru Крепость Рюрика на Городище

Вернемся к Вадиму Храброму!

В летописи Вадиму Храброму не приписывается, как какому-нибудь сказочному герою, ни славного подвига, ни счастливого успеха - только протест против насилий Рюрика, и притом неудачный. Отсутствие свидетельств, кроме нарицательного имени Храбрый. В летописи упоминается "возмущение" Вадима, причиною которого стали злоупотребления варягов в Новгороде. Непосредственно с призванием Рюрика это "возмущение" летописец не связывает.

Эпопея Вадима началась с "Древнейшей Российской истории" М. В. Ломоносова, вышедшей из печати через год после его смерти, в 1766 году. Ломоносов пишет: "Видя Рюриков разум и мужество, некто знатный новгородец, именем Вадим, человек, склонный к общенародному прежнему владению, и сам желал быть, по-видимому, в том участником или еще и главным, советовал с единомышленниками своими".

-5

В. О. Ключевский считал, что за поэтической легендой скрывается вполне прозаический факт: речь идет о военном найме. Наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженною рукою. Почувствовав силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада.

Два исторических события (призвание Рюрика и бунт Вадима) историки разъединили, причем второе вообще потеряло "статус" исторического факта. Зато вокруг первого развернулась яростная полемика норманистов и антинорманистов.

Учёный-филолог Дмитрий Лихачёв не отрицал возможность происхождения великокняжеской династии «извне», однако он справедливо отмечал, что приглашение правителей «из-за моря» не оказало значительного влияния на складывания государственности на территории Древней Руси, легенды о призвании чужеземцев для управления страной — сюжет не исключительный.

Как отмечал Лихачёв, «династии большинства западноевропейских государств имели иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что государственные образования Западной Европы имели автохтонное происхождение».

#история #интересные факты #Рюрик

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал История в деталях...