Обнаружить объявления о желании приобрести винтажные наушники, изготовленные еще в СССР – не составит труда. Стоит только заглянуть на любой сайт бесплатных объявлений.
А на площадках интернет-аукционов за «головные телефоны» (так смешно и необычно для нынешнего поколения называли в те времена наушники), разворачиваются настоящие баталии, а сумма, что готов отдать победитель торгов за вожделенный лот, сопоставима со стоимостью приличного современного образца наушников.
В чем причина такой тяги чистого звука к наушникам made in USSR? Почему спустя десятилетия они не теряют своей привлекательности? Какими они были – советские наушники? Вспоминаем вместе.
СССР. 70-е годы. В городах и поселках растут многоквартирные «человейники» со всеми доступными удобствами и... скромной звукоизоляцией. Что греха таить, и сегодня в многоэтажных домах, чихнувшему соседу через стены «будь здоров» кричат, а в ответ «спасибо» слышат. И что? Слушать музыку «шепотом»?
А как же заставляющие трепетать сердце басы и запускающие чистотой звучания толпы мурашек по коже – высокие ноты? На помощь пришла советская промышленность, наладившая выпуск наушников.
Самые первые были рассчитаны на ДВ-СВ-приемники, не блиставшие качественным звуком, но... Росло качество аппаратуры, росли и запросы на качество звукопередачи.
1974 год. Украинская ССР. Львов. Завод телеграфной аппаратуры. Именно здесь «родился» нишевой флагман советской индустрии: наушники ТДС-1. Динамики диффузорного типа надежно укрывались пластиковым корпусом с поролоновыми, укутанными в моющуюся пленку заглушками, запирающими звук в «чашке».
Воспроизводимый диапазон: 40-16 000 Гц. А стоили они 20 руб. Для сравнения: в то время — это цена 0.5 кг банки черной икры. Заработная плата в среднем составляла 120-140 рублей.
Весили наушники аж полкило, но пользовались бешеным спросом: в первый же год было выпущено 50 тыс. штук.
ТДС-2. Их собирали в Туле с 1975 года. Диапазон звучания: 20 – 20 000 Гц. Они были на 50 гр. легче предшественников и реально способны воспроизвести столь широкую полосу, но... их главной проблемой стала неравномерность АЧХ.
1977 год. Эстафету перенимает Рязань, наладившая производство ТДС-3. Главным отличием от двух предыдущих моделей наушников стала форма акустической камеры – она стала более объемной и продолговатой, и лучше прилегающей к уху.
1979 год. На саратовском агрегатном заводе наладили выпуск первых в Союзе квадрафонических наушников. Они получили название «Электроника ТДК-3». Но... Опередившее свое время решение не нашло у населения отклика и проект был свернут.
На одном из закрытых предприятий под Киевом, в 1980-м году налажено серийное производство наушников – ТДС-101. Оригинальное исполнение, необычное строение амбушюров, собственный регулятор громкости – сплошные достоинства. Из недостатков - вес: 550 гр.
Настоящий фурор в 1980 г. произвели ТДС-7 - первые на советском пространстве изодинамические головные телефоны (к слову, именно за ними, а также за ТДС-5 (Саратов – 1982г) и ТДС-8 Феникс (Львов – 1982г.), по сей день с азартом охотятся поклонники качественного звука). Стоили ТДС-7 аж 49 рублей.
Для сравнения – новый мотоцикл «Восход» продавали за 450 руб. Но высокая цена не отпугнула меломанов и налаживать производство пришлось сразу на нескольких предприятиях в Качканарах (Форманта), Ленинграде (Магнетон) и Кишиневе (Счетмаш).
1984 год ознаменован рождением ТПС-1. Редкая и для своего времени, и сейчас пьезоэлектрическая конструкция, с толщиной пленки в излучателе всего 10-15 микрометра и весом в 300 гр.
В 1985 году в продажу поступили ТДС-9Б, с ходу покорившие своим малым весом - 60 граммов. Эти наушники стали отправной точкой для разработки последующих моделей - ТДС-14, ТДС-17 и пр.
Наследником ТДС-7 в серии изодинамических наушников стали ТДС-15: первые с открытым корпусом и очень тонкой мембраной, что тут же оценили приверженцы качественного звука.
Качества, ничем не уступающего зарубежным аналогам, при несопоставимо более низкой цене. Производились в Ленинграде и Кишиневе и тоже являются объектом вожделения для наших современников.
Есть и более поздние модели. Были и первые попытки советских производств создать свой продукт под нишу «вкладышей».
Где-то эксперимент оказался удачны, а в чем-то не очень. Но, речь не об этом. Так все-таки, за что ценят современные меломаны советский винтаж? За натуральность звука.
За честность в полутонах. За то, что после скромной доработки, они позволяют получить новое прочтение, казалось бы, давно знакомых музыкальных произведений.
Кто-то считает это убеждение спорным, но... для того, чтобы не быть голословными, нужно попробовать. Те, кто это уже сделал, уверены: оно того стоило.