Найти тему
Серебряный Месяц

Путешественник в Хаос, которого любили все, но понимали только проститутки и кокаинетки (О поэте Серебряного века Константине Вагинове)

Оглавление

Если бы Константин Вагинов родился в другое время или хотя бы в другой стране, слава выдающегося поэта и мощного прозаика была бы ему обеспечена. Но он родился в России, в самый апогей Серебряного века на стыке девятнадцатого и двадцатого столетий, когда соотношение классных литераторов на душу населения просто зашкаливало. Поэтому, и мало знаком он современному читателю, и, услышав "интересную", но незнакомую фамилию, акселераты-старшеклассники начинают посмеиваться-покашливать в кулачок. А зря...

Были мы Вагенгеймы, будем Вагиновы

Примерно так формулировал свое прошение в 1915 отец будущего поэта, желая сменить фамилию с немецкими (да и с еврейскими) корнями, на патриотично звучащую и русифицированную. Можно спорить о благозвучии избранной фамилии, но то, что времена тогда были глубоко антинемецкие, даже не обсуждается. Раз уж Петербург в Петроград переименовали, то фамилию-то вмиг узаконили.

Так и стал жандармский ротмистр Константин Вагенгейм - старший Вагиновым, а с ним и все члены семьи тоже новую фамилию получили. Шестнадцатилетний Константин-младший не особо заморачивался на перемене, он уже вошел в мир большой поэзии, увлекаясь Бодлером и пробуя свое перо гимназиста-старшеклассника.

Гимназист К.Вагинов (фото из электронного архива spbarchives.ru)
Гимназист К.Вагинов (фото из электронного архива spbarchives.ru)

Получалось неплохо, поэтому, поступив на юрфак Петроградского университета, Костя свои литературные опыты продолжил. Но тут загремели оружейные выстрелы вперемешку с залпами "Авроры", и власть в стране переменилась кардинально.

Проститутки, кокаин, Красная армия

Вцепившиеся в штурвал руления огромной страной большевики особо не церемонились, отобрали у семьи все активы, выкинули из огромного семейного дома, а будущего литератора одели в куцую шинельку, отправив воевать на "колчаковские фронты"

В этой мобилизации был и один плюсик, о котором вспоминает Николай Чуковский, друживший с Вагиновым и оставивший о нем добрые воспоминания. Плюсик этот заключался в том, что Константин сумел соскочить с кокаиновой дорожки, ведущей в безымянную могилку на питерском кладбище. В 1918-1919 годах Вагинов уж очень пристрастился к этому делу, по-блоковски "дружил" с проститутками, играл с ними в картишки, жалел их в чайных и домах терпимости, естественно, "замыкая круг" изрядной порцией белого порошка.

Повоевать пришлось Константину недолго, уже в конце 20-го он появляется в Петрограде, отслуживший, беззубый и насквозь тифозный. Однако, сумел оклематься и с новой энергией ринулся в круговорот литературной жизни, которая, все еще бурлила в городе на Неве.

Из подмастерьев в мастера

Тут и Николай Гумилев приметил "подмастерье" Вагинова, зачислив его в свой "Цех поэтов", и Колбасьев с Тихоновым вовлекли его в свою группировку "Островитяне". А дальше просто водоворот. Как вспоминал сам Вагинов, не было, пожалуй, такого объединения поэтов, где бы он ни состоял, не участвовал.

К.Вагинов в "поэтической опьяненности"
К.Вагинов в "поэтической опьяненности"

Современники вспоминали его доброжелательный характер, уважительность к товарищам по "поэтической опьяненности" и красивые (но для многих непонятные) стихи.

Вот только одна строка из стихотворения Вагинова начала двадцатых годов

...Стаи белых людей лошадь грызут при луне

Что это - образ, символ или зарисовка с натуры? Ведь не секрет, что маменька поэта (дочка золотопромышленника и городского главы сибирского Енисейска, если что), оставшись при большевиках без средств к существованию, не упускала случая отрезать ногу у павшей в голодном Петрограде лошади, чтобы прокормить семью.

В 21-ом выходит первая книжечка-брошюрка стихов Вагинова "Путешествие в Хаос".

"Путешествие в Хаос" - начало поэтической карьеры К.Вагинова
"Путешествие в Хаос" - начало поэтической карьеры К.Вагинова

Это пособили друзья-товарищи из объединения "Кольцо поэтов имени К. Фофанова". Так уж получилось, что поэт-тезка, друг и учитель Северянина, заслуженный пьяница и рифмотворец Константин Фофанов, ушедший две пятилетки назад, неожиданно "помог" в старте 22-летнему Вагинову.

Рожденные в стране звериной крови

Конечно, окружающая среда не очень способствовала творчеству и вдохновению. Мы можем только догадываться, как тяжело было ему, получившему отличное образование (и гимназия Гуревича, и время в универе, и Высшие курсы искусствознания, которые он прилежно посещал четыре года) видеть, как умирает его любимый Петербург, в очередной раз сменивший свою городскую "фамилию" во славу ушедшего "вождя".

Зачем родились мы в стране звериной крови,
                Где у людей в глазах огромная заря.
                Я не люблю зарю. Предпочитаю свист и бурю,
                Осенний свист и безнадежный свист.

Тем не менее, середина двадцатых и начало тридцатых весьма плодотворны для Вагинова с точки зрения создания красивых, оригинальных и ни на кого не похожих стихотворений. Поэтическое начало уже нельзя загасить в душе Константина, более того, он активно пробует себя, как прозаик.

И писатель, и поэт
И писатель, и поэт

Роман "Козлиная песнь" Вагинова - своеобразный панегирик последнему поколению дореволюционной интеллигенции Санкт-Петербурга, пропадающей в новых большевистских реалиях.

Надо было уезжать?

К этому вопросу так или иначе возвращались и обращались все, кто остался в советской России. Зовущий к отъезду голос каждый глушил по-своему. Кто - вином, кто творческим молчанием, кто - смертью по болезни, кто - смертью по обвинительному приговору.

Выбором Вагинова были вино и естественный уход, пусть и после тяжелой формы туберкулеза. Поэт умер в 1934-ом, причем очень вовремя. Как позже станет известно, репрессируют родных, родителей, будет даже раскрыто готовое дело на самого Константина Константиновича.

Только его уже не будет на этом свете. И пытать, и судить, и измываться специально обученным людям будет не над кем.

А стихи.., стихи живут. И очень даже неплохо себя чувствуют. Как и все то, что остается после человека.

Как ворон.

Как камни.

Как бабочка.

Прекрасен, как ворон, стою в вышине,
Выпуклы архаически очи.
Вот ветку прибило, вот труп принесло.
И снова тина и камни.
И, важно ступая, спускаюсь со скал
И в очи свой клюв погружаю.
И чудится мне, что я пью ясный сок,
Что бабочкой переливаюсь.