Найти тему
Мокшанская селянка

Уильям Голдинг "Повелитель мух"

Уильям Голдинг "Повелитель мух"

Сюжет простой, в результате какого-то глобального конфликта при эвакуации на необитаемый тропический остров падает и разбивается самолет с детьми, все взрослые погибают, а остатки самолета волнами смывает в море. Надо сказать, что на острове для проживания есть всё: еда, вода, листья для шалашей, море, солнце, тепло. Казалось бы, живи и радуйся, но нет… на острове есть Зверь, появляющийся в сумерках, когда дети засыпают. Что же это за загадочный зверь и где он живёт. А зверь живёт внутри каждого. У кого-то получается с ним совладать, а кто-то даже и не пытается это сделать. И, когда дети остаются одни, и нет рамок и норм, которые устанавливают взрослые, то этот зверь прорывается наружу.
Эта книга о том, что дремлет в нас до поры до времени, о той тьме, которая живет в душе каждого и стремится вырваться наружу. Если уж в детях проснулись такие зверёныши, то что таится внутри взрослого человека. У каждого из нас - свои демоны. Грань между цивилизацией и дикостью очень тонка. Мы видим, как дети быстро её переходят, забывая обо всех нормах и правилах поведения. Как они, поддавшись стадному чувству и первобытным инстинктам, раскрашивают себя как дикари и устраивают дикие пляски, вводя себя в транс. Потому что за маской можно скрыть индивидуальность, своё Я и, прикрывшись общим бессознательным, творить всё, что угодно. Даже убивать людей. Сначала неосознанно, а потом вполне уже сознательно и даже устраивать настоящую травлю человека. Маска развязывает руки и снимает ответственность, и ты уже — не ты, а безликий дикарь, не обязанный подчиняться никаким нормам. Под конец зверь разрастается до таких масштабов, что сжигает остров. Конечно, не все подверглись безумию. Но именно они и погибают, двоих убивают, а на третьего устраивают охоту как на дикого зверя. И лишь появление военного корабля и морского офицера спасает его. Очень символично, что на помощь им приходит не гражданское судно, а военное. Я не знаю, что автор хотел этим сказать. Может то, что цивилизация невозможна без силы. И, если человек сам не может сдержать своего Зверя, то его сдерживают извне насильно. Но монополия на насилие должна быть у государства, иначе — хаос и беспредел. А может автор хотел сказать, что человек изначально порочен и не в состоянии обуздать своих демонов, без внешних ограничителей. Ведь попытка детей вначале установить порядок и правила бесславно провалилась. Военный корабль в лице морского офицера как раз и есть тот самый внешний ограничитель, призванный следить за соблюдением правил всеми. Вполне возможно, что это своеобразный символ государства. А может быть автор тем самым показывает, что между миром взрослых и детей нет никакой разницы. И там, и там правит сила.
В книге много символов. Остров — символ человечества, рог — символ демократии, очки — символ научно-технического прогресса (захватив их, дикари сжигают остров; вот уж воистину, обезьяны с гранатой), крепость — символ воинственности, открытая площадка для собраний — символ открытости и миролюбия, огонь символизирует надежду на спасение (в конце-концов, благодаря огню остров замечают и спасают детей), ну и, конечно, свиная голова — символ тьмы и хаоса.
Книга о нас, о наших демонах, спящих внутри.
Голдинг:
«Всякий, кто прошел через годы разгула фашистского зверства и не осознал, что человек творит зло, как пчела творит мед, либо слеп, либо глупец».