Найти тему
Мокшанская селянка

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта»

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта»

Интригующий сюжет, а три варианта финала – это просто песня. На первый взгляд — банальный любовный треугольник, но Фаулз не был бы Фаулзом если б ограничился этим. Это о поиске себя, о пути к себе. “Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку” - с такого эпиграфа начинается повествование. С первых строк до последних мы наблюдаем, как каждый герой (Сара, Чарльз и даже Эрнестина) преодолевает этот путь. Путь к самим себе: своим желаниям, потребностям, стремлениям, то есть к своему истинному Я, а не той маске, которую навязывает общество. В этом контексте становится понятным третий вариант финала. Если он выбирает одну из женщин (первые два варианта), то это конечная точка, а значит конец развития, конец поиска. А это противоречит взглядам автора, что процесс развития человека не прекращается до смерти, является непрерывным, личность постоянно совершает свободный выбор. Теряя Сару, герой продолжает свой путь. И Сара тоже, отказавшись от принца, продолжает свой непростой путь в этом враждебном обществе. Воссоединение с Чарльзом и для Сары бы означало конец пути. Сара просто не может принять Чарльза, так как Чарльз для Сары — не цель, а средство. И даже Эрнестина движется. В этом смысле символично увлечение Чарльза окаменелостями, от которого он впоследствии отказывается. Он отказывается от окаменелой морали викторианского общества, предпочитая движение.
А ещё это роман-вызов, вызов викторианской эпохе. А мисс Поултни — это концентрированное воплощение, символ викторианских нравов, главная их характеристика — ханжество. Фаулз ясно и чётко без недомолвок обозначает своё отношение к этому обществу.
Не первый раз, читая Фаулза, ловлю себя на мысли, что сравниваю его с русскими классиками. И вот опять у меня явная параллель с «Грозой» Островского. Кабаниха — это мисс Поултни: ханжа и лицемерка. Катерина, бросающая вызов миру Кабанихи, - это Сара, бросающая вызов миру мисс Поултни. Катерина, переступая черту (кончая жизнь самоубийством), освобождается от этого мира. Тоже делает и Сара, но не на физическом уровне, она совершает «моральное» самоубийство. Сначала убеждая во внебрачной связи (которой, кстати, и не было), а потом вступая в эту самую внебрачную связь. С точки зрения викторианской эпохи — это моральное самоубийство. Она стала изгоем, оказалась за чертой, тем самым освободилась от ханжества и лицемерия, от норм и правил, навязываемых обществом. Чарльз, кстати, тоже заражается этим — стремлением нарушать границы и тем самым обретать свободу.
«...жизнь нужно - из последних сил, с опустошенною душой и без надежды уцелеть в железном сердце города- претерпевать. И снова выходить - в слепой, соленый, темный океан.»