Найти тему
Новый очаг

Загадка фильма «Три тополя на плющихе»: почему же всё-таки Нюра не вышла к Саше?

Оглавление

Этот фильм родился из песни, поразившей режиссёра Татьяну Лиознову. В ней не было ничего о случайной встрече деревенской женщины и московского таксиста. Но была такая нежность, от которой сердце сжимается и сейчас, пятьдесят лет спустя.

Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко.

Тополя на Шаболовке

Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой  эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщагов­ского «Три тополя на Шаболовке»:

«—  Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
—  Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. —  Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».

Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь... Но как раньше уже не будет.

-2

Актёры и роли

Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.
— Меня слушай, — ворчит Гриша, и мы слышим Вячеслава Шалевича. — Нинке отдашь ветчину, которая в тряпке, и не больше, а то станет нашей ветчиной кобелей приваживать! Остальную продать. Ехай на Даниловский: туда ближе, и цена там хорошая.
— А если не дадут цены? — тревожится Нюра мягким голосом Татьяны Дорониной.

Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу!  Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.

-3

Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.

Авоська, полная коробков

«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было. Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.

-4

Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали... Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.

Александра Николаевна надменно сказала, что нет, песню берите, конечно, а специально писать она ничего не будет.

Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж...  Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее... Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.

-5

Две королевы

Съемки иногда бывали напряженными: на одну съемочную площадку двух королев было, пожалуй, многовато. Очевидцы рассказывали, что у обеих Татьян был сложный характер, обе были лидерами. Но каждая уважала в другой профессионализм... Когда Нюра приехала в Москву, она, по сценарию, должна была съесть мороженое. Доронина сказала, что мороженое терпеть не может, и есть его не будет ни за что. Все удивились, когда режиссерка согласилась. Но в следующий раз на уступки пошла актриса...

«Перепишите финал»

Когда фильм «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны, зрительницы ходили на него по нескольку раз, в тайной надежде, что в следующий раз все кончится хорошо, что Нюра выйдет к Саше. Лиознова получала мешки писем с просьбой переделать финал. Но жизнь такова, какова она есть и больше никакова, конечно, Нюра не могла не вернуться к мужу. Она с блеском справилась с его заданием, выгодно продала мясо, привезла всем подарочки.

Она вернулась в жизнь, в которой все как у людей и даже гораздо лучше, в которой, как ей кажется, она вполне счастлива, и вдруг слышит по радио песню «Нежность». На глаза Нюры набегают слезы, она все понимает, а вместе с ней все понимают и зрители. Господи, да какое там счастье, это же ад! Холодная, ледяная пустыня! Просто раньше она этого не видела. А теперь не может развидеть. Нюра, не плачь. Твоему сердцу больно, зато теперь оно живо.

-6
А вам нравится концовка фильма «Три тополя на Плющихе»?

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и реакции! Для нас это очень важно