Непрочитанный и забытый. В библиотеках книги писателя крайне редки. В школах не изучается вовсе. Почему?! Потому что считается жанровым мистиком?..
Мистика произведений Александра Амфитеатрова – глубокая, серьезная, «без дураков» - настолько спаяна с обычной жизнью, что я лично считаю его натуральным реалистом, только копающим глубже, чем остальные коллеги. К тому же, калужанин, попавший в сумрачный и дождливый Петербург, не мог не проникнуться извечной мокрой кисеёй северной столицы, и невольно пошел по тропе вслед за Достоевским и Гоголем. Правда, скоро свернул на собственную дорожку, одарив нас и русскую литературу потрясающими сюжетами, неповторимым стилем, глубиной тем.
Петербургская литературная среда была необычайно насыщенна, хотя и вечно "спорила" со средой московской. Амфитеатров был известен и там и там, и как романист, и как журналист.
На его фельетонах учились писать все журналисты страны. Друг Горького, Немировича-Данченко, Чехова, Дорошевича, сотрудник «Нового времени», редактор собственной газеты «Россия». Смелость в критике властей, пропаганда революционных изменений довели его в итоге до ссылки в Минусинск.
Но «циничный газетчик» написал царю покаянное письмо, затем не оправдал доверия, в итоге был запрещен вовсе и уехал в эмиграцию.
В советской России он был был столь же смел и неугомонен.
Зимой 1920 года в голодный холодный Петроград приехала мировая известность - Герберт Уэллс - посмотреть на советскую жизнь. В Доме искусств литераторы чествовали его банкетом. "Уэллс с видимым усилием ел "роскошный завтрак", плохо слушал ораторов и изредка невпопад им отвечал. Некоторые выказывали большое гражданское мужество - например, Амфитеатров, предложивший присутствующим показать высокому гостю, "что они (большевики - м.к.) с нами сделали", - то есть расстегнуться и продемонстрировать исподнее... Это смелое предложение принято не было" - вспоминал поэт Георгий Иванов.
Через полтора года большинство участников того банкета уплыли в заграничные дали на "философском пароходе"...
Если бы Амфитеатров был «настоящим» мистиком, как сейчас его позиционируют, и только, идеология (вначале царская, потом советская) не гонялась бы за ним, как за бабка за назойливой мухой)). Но она – гонялась.
Итог – забвение на многие годы.
Александр Валентинович умер в Италии в 1938 году. Романы его, рассказы, стихи и те же фельетоны не пропали, а, «не силой не правдой», начали публиковаться. Ищите, и вы отыщете великолепную русскую литературу.
Хотите еще историй? Подпишитесь на мой канал!