Найти тему
История и культура Евразии

Откуда Антон Макаренко взял идею трудового перевоспитания трудных подростков

Оглавление

В Российской империи на рубеже XIX-XX веков существовали колонии и приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства при них. Содержа в них несовершеннолетних, государство пыталось остановить разрастание детской и подростковой преступности, привить выпускникам приютов знания в области сельского хозяйства.

Идея воспитания несовершеннолетних правонарушителей через труд, которую в 20-х годах XX века пропагандировал Антоном Макаренко не является его изобретением. Эта система функционировала уже в Российской империи. И весьма широко!

Реализация идеи началась на рубеже XIX-XX веков.

Привитие несовершеннолетним преступникам трудовых навыков велось в школах садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства при системе исправительных приютов.

  • Продолжительность курса обучения в таких школах составляла 3 года, все воспитанники были распределены по трем классам. Кроме того, при заведении действовал приготовительный (подготовительный) класс - Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей // Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1900. 909 с.

Кроме трудовой функции приюты несли оздоровительную. Воспитанникам предписывалось строгое соблюдение:

  • еженедельное посещение бани
  • поддержание чистоты в комнатах
  • запрет пить сырую воду
  • ежедневные прогулки
  • регулярное посещение врача
-2

Хорошо было поставлено обучение. Правда с уклоном на практические навыки. Так, в неделю на предмет отводилось часов:

  • Закон Божий - 8
  • Русский язык - 14
  • Арифметику - 11
  • Чистописание с черчением - 8
  • Объяснение важнейших для земледелия явлений природы - 6
  • Основные понятия о правильных способах обработки земли, удобрения, ухода за растениями во время их роста, уборки и хранения вообще - 8
  • Учения о полезных и вредных для садоводства, огородничества и полевого хозяйства растениях и животных - 12
  • Церковное пение - 5
  • Итого - 72 часа на обучение

После окончания обучения выпускник год работал за оплату в частном хозяйстве. Затем получал аттестат со специальностью и освобождением от воинской повинности, а также запретом подвергать его телесным наказаниям.

-3
  • Попечение о благосостоянии школы было поручено Губернскому тюремному комитету в лице попечителя. Он избирался Губернским тюремным комитетом и утверждался руководителем Министерства государственных имуществ. Попечитель, прослуживший в этом статусе не менее 3 лет, получал право на ряд преимуществ, которые были определены чиновникам VII класса, кроме пенсионного обеспечения - Беклешов М. Русские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних //Тюремный вестник. 1910. № 1. С. 131–151.

Сами школы находились в ведение Министерства государственных имуществ.

Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. путем создания школ садоводства и огородничества при исправительных приютах для содержания несовершеннолетних государство пыталось сформировать кадровый резерв сельскохозяйственных специалистов. Кроме того, опыт создания системы стимулов после окончания школы садоводства и огородничества - выдача аттестата, одежды, денежных средств, освобождение от применения к ним в будущем телесных наказаний - являлось хорошим подспорьем в деле перевоспитания и социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.

Публикация подготовлена на основе статьи: ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУБЕЖЕ XIX - ХХ ВВ.: К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год