Найти тему

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ В ДЕТСКОМ САДУ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Причин, по которым ребенок не хочет в сад, может быть много. Начиная с нежелания рано просыпаться и заканчивая коллективом, в котором малышу сложно адаптироваться.

Причина частых детских слез может крыться в плохом самочувствии. Обычная простуда, от которой всего лишь насморк, может вызвать дискомфорт у взрослого, не то что ребенка. Возможно у крохи болит голова, а суета в группе доставляет неудобства. Ему хочется домой, в свою комнату, к заботливым маме и папе.

И разлука с родителями, пусть и временная, часто является причиной, почему ребенок плачет в саду. В первые дни знакомства с новым коллективом мало какой ребенок будет жизнерадостным. Все незнакомо, нужно время на адаптацию.

Но если малыш даже спустя длительное время не желает вовлекаться в процессы обучения, игры и взаимодействия с окружающими, капризничает и плачет, это еще может говорить о его несамостоятельности. Со временем это пройдет. Но месяц, а может быть и несколько придется потерпеть и крохе, и родителям.

Если ребенок начал плакать в саду − это еще и сигнал о том, что малыш требует большего внимания. Вокруг много таких же детей, подход ко всем равный. А ему хочется больше, как дома, в кругу семьи.

Причиной детских слез от пребывания в саду может стать и сама мама, как бы это ни звучало странно, но это одна из самых распространенных ситуаций. Волнуясь за свое чадо, за его состояние физическое и эмоциональное, мама показывает тревожность, обеспокоенность. Малыш, видя и чувствуя эмоции старших, перенимает их на себя, пугаясь и поддаваясь волнению.

Типы детей

Всех воспитанников детских садов, можно разделить на три группы. Хорошо адаптируемые, средне и плохо адаптируемые в саду.

К первой группе относятся общительные, дружелюбные и открытые детки.

Они легко заводят новых друзей, располагают к себе окружающих. Им интересно и комфортно в новом коллективе, чувствуют себя уверенно и спокойно. Устойчивая психика и желание вовлечься в новое помогает таким малышам легко переносить расставание с мамой.

К средне-адаптируемым деткам относится большинство

Ребенок плачет, идя в сад, только в первые дни знакомства. После он привыкает, понимает, что ему ничто не угрожает и перестает грустить от разлуки с родителями.

И к третьей группе относятся дети, которые долго не могут адаптироваться в новом коллективе.

Большая привязанность к маме, пугают незнакомые люди, новое настораживает. Ребенок плачет в детском саду и в первые дни, и спустя несколько месяцев. Ему сложно заводить друзей, переживания не дают вовлекаться в игры, малыш часто в стрессе. Наиболее подходящий для него период первых походов в садик – возраст от 4-х лет.

Почему для детей вредно долго плакать

Долгий плач может вызвать расстройство психики у малыша. Если кроха проливает слезы больше 20 минут, в нем рождается уверенность, что помочь его «беде» никто не сможет, о нем не позаботятся. Появляется чувство "брошености". И если ситуация повторяется из раза в раз, то психика малыша травмируется, провоцируя в дальнейшем серьезные проблемы с самооценкой, доверием.

Но также стоит понимать, что родителям не нужно беспокоиться всякий раз, когда их чадо плачет. Так малыш выражает эмоции. Травму же может нанести отсутствие какой-либо реакции со стороны близких, на его зов о помощи во время сильной истерики.

Как родители могут помочь малышу адаптироваться в саду

Плачущий ребенок в детском саду – это своего рода сигнал родителям, что следует уделить внимание воспитанию в нем самостоятельности. Еще до оформления в сад научить малыша одеваться, завязывать шнурки, кушать, ходить на горшок. Этот процесс, конечно, не быстрый. Но последовательность действий со стороны мамы и папы, безусловная любовь и терпение помогут в разы ускорить решение этого вопроса.

Советы психологов в адаптации:

Постепенное приучение к саду

Не оставлять ребенка сразу на целый день. В первый месяц всего несколько часов пребывания в новом коллективе. Так кроха поймет, что мама рядом и его не «бросают» надолго.

Сходить на знакомство в несколько садов

И обязательно брать с собой ребенка. Так он сможет познакомиться с обстановкой и думать о предстоящих событиях, как о чем-то само собой разумеющемся.

Введение нового режима

Для малыша будут стрессом ранние подъемы, особенно, если он привык просыпаться гораздо позже, чем время сборов в садик. Для начала следует будить ребенка на час-два раньше обычного. Потом добавлять к подъему сборы на прогулку и выходить из дома. Спустя какое-то время, когда этот режим перестанет быть новым и сложным, отправиться на несколько часов в детский сад.

Привязка к расписанию

Чтобы у малыша не складывалось впечатление, что его бросают, когда он остается в саду. Необходимо приучать его к комфортному расписанию ваших встреч. Не стоит обещать, что кроху заберут домой в конкретное время или говорить ему абстрактные сроки. Привязать приход мамы ко времени после обеда, после сна или прогулки.

Спокойствие и сдержанность

Не следует со всех ног бежать успокаивать ребенка, придя за ним в сад. Спокойная мамина речь, абсолютная уверенность в том, что все хорошо, теплые объятия и отсутствие тревожности в поведении будут действовать на малыша умиротворяюще. Состояние родителей передается детям.

Частые прогулки на детские площадки

Социальная адаптация ребенка в «неформальной» обстановке порой лучшее решение. Родителям следует наблюдать за тем, как малыш коммуницирует со сверстниками, помогать ему найти общий язык, поддерживать в стремлении завести общих друзей.

Задавать малышу вопросы

После сада обязательно разговаривать с крохой, чтобы он делился впечатлениями, что понравилось, что нет и почему. В этих ответах кроется решение многих проблем его пребывания в детском саду.

Придумать интересные традиции

Возможно, купить мороженое по пути домой, поиграть на ходу в любимую игру или каждый день рассказывать ему новую сказку. Создать что-то увлекательное, в конце дня, чтобы малыш ждал этих моментов.

Чего родителям не следует делать в период адаптации ребенка в саду

  • Запугивать ребенка детским садом. Это самая большая ошибка. Таким образом можно заякорить негативное состояние на посещении, что в последствии, скорее всего, отразиться и в нелюбви к школе.
  • Даже если ребенок постоянно плачет в детском саду, ни в коем случае не наказывать его за это. Это проявление негативных эмоций, страхов, тут важна поддержка, а не наказание.
  • Не брать обещаний с малыша, что завтра или скоро он перестанет плакать. Взрослым иногда сложно держать слово, что уж говорить про детей.
  • Не иронизировать над страхами и слезами ребенка, особенно в присутствии посторонних. Слезы малыша говорят о том, что ему страшно остаться без мамы и папы даже на время. Не нужно высмеивать эту привязанность.
  • Не говорить о том, что малыш чего-то не получит из-за слез. К примеру, если ребенок все время плачет в детском саду, «угрожать» ему запретом на мультик или лишить вкусняшки. Это усилит негативное состояние.

Учитывая информацию, которая изложена выше, родители могут понять, почему ребенок плачет в детском саду. Необходимо наблюдать за поведением ребенка, задавать ему вопросы, сопоставлять факты и делать выводы. Если же решение не находится самостоятельно, или не получается определить, в чем кроется причина слез, лучше обратиться за помощью к психологу.
Если вышеописанные методы решения не имеют результата в конкретной ситуации, то стоит выделить время и провести с малышом в саду целый день. Так можно увидеть проблему собственными глазами, понять почему ребенок плачет в детском саду и принять меры.