Официально он именовался «Фотограф Московских Императорских театров и Университета, Московского Публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств Александра III» - так звучал профессиональный статус московского фотографа, владельца крупного фотографического производства Москвы Карла Андреевича Фишера. Его фирма - отлично организованное производство: фотоателье, мастерские по изготовлению фототипий, цинкографий, фотолитографий и печатный комплекс по изготовлению открыток, все жанры от портрета, театральных композиций, видовых и репортажных снимок.
Фирме Фишера принадлежит одна из ведущих ролей в работе, по созданию документальной летописи русского театрального искусства, вся провинциальная Россия знакомилась с постановками столичных театров главным образом по фишеровским произведениям.
Так что рассказ будет интересным, не жадничайте, ставьте пальчик вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить всё самое вкусное.
Сам Карл Андреевич, обладал серьезными знаниями и опытом в области фотосъемки и фотопечати, много сделал для популяризации светописи в России. Занимался и привлечением научных идей и разработок в фото дело в области изучения света, популяризировал и новинки технических средств освещения в своих фотомастерских, пробовал различные техники печати позитивов, его интересовала научная фотография.
1894 год – К. Фишер один из основателей Русского фотографического общества в Москве, с 1898 по 1907 год был его председателем, участвовал в основании и издании журнала «Повестки Русского фотографического общества». В 1906 году первую премию за женский портрет на конкурсе фотопортретов получил Сахаров, член Русского фотографического общества, сотрудник ателье К.А. Фишера, его ученик и сподвижник. В рецензиях на конкурс и представленные работы писали: «художественная безыскусственность и бьющая в глаза жизненная правда», «превосходное техническое исполнение». Это был фирменный «фишеровский» стиль в целом.
Было, что выставить на строгий суд публики и не безуспешно:
1-я Всероссийская фотографическая выставка (1888) - золотая медаль;
Юбилейная фотографическая выставка (1889) - бронзовая медаль;
Международная фотографическая выставка в Берлине (1894) - золотая медаль;
ВХП в Нижнем Новгороде (1896) - золотая медаль. И это только малая часть, признание его трудов было и остается. «Любой извозчик довезёт, скажи ему, что к Фишеру на Кузнецкий», так писали газеты и так было. Есть документальные подтверждения о том, что первое ателье на Московской земле (то самое на Кузнецком мосту) перешло к нему от вдовы — Матрёны Яковлевны Дьяговченко, а с момента выкупа помещения в 1895 году стало его собственностью и слово «преемник», заменили на паспорту словом «бывшая».
После смерти Л.Н. Толстого в 1910 году в память о нем К. Фишер выпускает несколько фотоальбомов. Вместе с вдовой писателя, Софьей Андреевной Толстой, они подбирают все прижизненные изображения, портреты родных и знакомых. Это был интереснейший и большой труд. Историческую и художественную ценность такой работы невозможно обойти стороной.
Понятие «авторства» в профессиональной фотографии. Это вопрос конечно интересен, ведь будучи профессионалом К.А. Фишер безусловно снимал и сам. Но, как говориться «для души» - то, что было интересно с художественной или научной, коммерческой точки зрения. Основная часть съёмок производилась сотрудниками фирмы, исполнителями. У К. Фишера был большой штат: главный фотограф и его помощники, специальные люди регулировали освещение и отвечали за фоновые драпировки, мальчики-подмастерья в павильоне, кому-то надо было двигать и мебель, расставлять аксессуары и расстилать ковры. Лаборанты составляли растворы, готовили к съемке негативы, печатали позитивы. Здесь же, в лаборатории, ретушировали отпечатки и оформляли их в рамы и паспарту.
Фотографические изображения на фирменных бланках Фишера и фототипические открытки – в нашем семейном альбоме есть такие. Сделаны они в период работы К.А. Фишера на территории Тверской губернии – он часто приезжал в эти края для проведения рекламных съемок создававшихся в губернии новых, больших и оригинальных по сути своей производств. Но не об этом сейчас.
1914 год. Первая мировая война. Особым распоряжением от 19 ноября 1914 года германские подданные подлежали исключению из российских союзов, обществ, а также ученых, просветительских и благотворительных учреждений. А Карл Андреевич был пруссаком. Он подал на имя Государя прошение о получении российского гражданства. Ответ категоричен – «Нет»!
Фотоателье на Кузнецком мосту и на Лесной улице в Москве стало жертвой погромов черносотенцев. Так, фотографическая фирма Фишера прекратила свое существование.
Его ученик и сотрудник Сахаров в 1915 году создал артель фотографов из бывших сотрудников ателье Фишера. под вывеской «М.Сахаров и П.Орлов» в Кузнецком переулке. Основными направлениями этого заведения были портретирование и театральная съемка. Напомню, что ателье самого Фишера работало по иному адресу: Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (очень часто путают эти данные и вводят публику в заблуждение). Сахаров собрал всё, что можно было восстановить и то, что уцелело после погрома и в 1916 году, зимой, на аукционе имущество ателье К.А. Фишера было распродано: аппаратура, негативы и прочие атрибуты мастерских.
Ещё в 1915 году, на место «фотографа Императорских театров», освободившееся после ухода с арены К.А. Фишера, был объявлен конкурс. Борьба за место была не шуточная, именитые сражались. Место досталось все тому же Сахарову.
Фотография «М.Сахаров и П.Орлов» работала до 1924 года, была реорганизация в промысловую «Фото-артель». Сахаров вел активную общественную деятельность возглавил Всероссийский Союз фотографов-практиков, потом Всероссийское общество фотографов (1927), с 1928 по 1929 год был ответственным редактором журнала «Фотограф». Выполнял отдельные театральные съёмки, а с 1931 года он в Большом театре.
А что же произошло с Карлом Андреевичем? Об этом нет почти никаких документальных записей. Есть только слова друга и помощника скульптора А.С. Голубкиной, что в Москве в 1923 году произошли несколько встреч двух мастеров и безвозмездная передача большого фотоархива по А.Н. Островскому для создания образа писателя, напомню, что Анна Семёновна принимала участие в конкурсе на создание памятника к 100-летию писателя. Ниже есть ссылка на этот интересный рассказ. Тут и ссылки на первые три части рассказов о фотографах и фотографии.
Елена Артова
Подписываемся на канал, ставим пальчик вверх, комментируем, делимся с друзьями. Товарищ, помни - это бесплатное спасибо автору канала за труд.