Продолжаем серию материалов о русском кулачном бое. В прошлый раз в статье "Драка "раз на раз", после которой запретили кулачные бои в Российской империи" мы писали о происшествие, давшем повод ввести по всей России запрет на проведение кулачных боев, весьма популярных в народной среде. В 1832 году этот запрет был закреплен законодательно. Понятно, что простой люд не имел никакого желания отказывать себе в сакральном мордобое, история которого насчитывала многие сотни лет. Мужики и юноши по прежнему собирались, стараясь лишний раз не попадаться на глаза властям. В связи со всей этой историей в РГИА (Российский государственный исторический архив) храниться любопытное дело 1833 года ( т.е время сразу после запрета), связанное обвинением гражданского губернатора Твери в поощрении кулачных развлечений.
24 февраля 1833 году генерал-адьютант, шеф жандармов, граф А. Х. Бенкендорф доложил правительству о том, что частным образом получил следующие сведения: "В городе Твери, 5 февраля происходил на люду реки Волги кулачный бой, зрителем коего был сам Гражданский Губернатор с Губернскими чиновниками и хотя обязанность начальника Губернии требовала, чтобы он запретил забаву столь опасную, нарушающую благочиние; но он вместо того поощрял бойцов, похвалял их ловкость и силу и долго был зрителем сей противузаконной забавы. Крестьянин Васильев избитый на кулачном бою, в последствии от того умер".
Дело было взято на особый контроль Государя. За разъяснениями Бенкендорф обратился к самому гражданскому губернатору Твери (с пометкой на бланке Министерства внутренних дел "По секретной части"). Тверской губернатор не заставил себя ждать и в ответном послании на имя министра МВД написал:
"5 февраля, проехав по бегу устроенному на реке Волге, увидел я в конце оного кучу народа; желая знать причину я подъехал ближе и нашел до ста или больше мальчишек. Занятие их было обыкновенное детское, - борьба; взглянув на них я приказал им играть осторожнее и отнюдь не заводить кулачного бою, но как обыкновенно бывало, что бой начинается с мальчишек, то я не ограничиваясь моим приказанием тогда велел Полицмейстеру разогнать их и впредь наблюдать, дабы кулачных боев не было, Полицмейстер тогда же чрез Частного пристава толпу мальчишек разогнал, а в следующие дни для наблюдения наряжал конных жандармов".
Естественно не было и гибели одного из участников "обыкновенного детского занятия": "но чтоб был избит какой то крестьянин Васильев и в последствии умер, о сем я в первый раз слышу". По версии губернатора (полученной естественно от Полицмейстера) "Васильев в пьяном состоянии, возвратился ночью домой, и в коридоре, где нашли его мертваго, в темноте упал и ударился головою об ступень лестницы". Вот и получается .... или какой-то недоброжелатель оболгал честного губернатора или кто-то очень много врет :)))
Основной источник Дело Департамента полиции исполнительной МВД за 1833 г. Российский государственный исторический архив.