Когда-то Тамара Синявская призналась, что всегда любила сложные задачи, и судьба щедро одаривала ее ими на протяжении всей творческой жизни. Наверное, благодаря этому ей и удалось сделать головокружительную карьеру оперной певицы, заслужить признание во всем мире, навсегда вписать свое имя в историю искусства, став великой солисткой XX века.
КОНЦЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА — ПОДЪЕЗД
Коренная москвичка Тамара Синявская появилась на свет 6 июля 1943 года. Она любит рассказывать о маме, которая посвятила дочери всю свою жизнь, одарила вокальным талантом и вовремя привела в Дом пионеров, чтобы дочь там показала свои способности в Ансамбле песни и пляски.
В детстве Тамара любила заходить в подъезды старых домов, где была великолепная акустика, и устраивать настоящие концерты, прислушиваясь к звучанию своего голоса. Особенно ей нравилось подражать знаменитой аргентинской певице Лолите Торрес.
Руководитель ансамбля посоветовал Синявской после школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Тамара старательно училась, впитывала в себя по крупицам оперное мастерство и получила на выпускном экзамене оценку 5+, что случалось в училище крайне редко.
ДЕБЮТАНТКА БОЛЬШОГО
После училища судьба привела 20-летнюю девушку в группу стажеров Большого театра. Вокальные данные молодой певицы так поразили приемную комиссию, что ее взяли даже без консерваторского образования. А через год юная стажерка уже была зачислена в основной состав, где выступали Галина Вишневская, Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев.
Первое время она испытывала перед мастерами смущение, с упоением наблюдая за работой великих артистов, а дома повторяла и повторяла услышанное, чтобы найти свое звучание.
Однажды, когда основная труппа гастролировала в Милане, в Москве срочно нужно было найти исполнительницу партии Ольги из оперы «Евгений Онегин». Это был настоящий серьезный дебют Тамары, который прошел превосходно. Это принесло ей признание коллег и даже более – ее назвали лучшей исполнительницей этой партии!
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ПРИМА
Достигнув первого успеха, Тамара Синявская не стала спокойно почивать на лаврах. Ежедневно она совершенствовала свое мастерство, и за несколько первых лет работы в Большом театре она исполнила не один десяток партий, которые стали лучшими в истории оперного искусства. Эти партии принесли ей и зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Канаду, Францию и Японию.
Она получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей – в Софии, Вервье и Москве. Кстати, на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве мнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свои голоса Елене Образцовой, а иностранные (в том числе и великая Мария Каллас) столь же категорично выступили за Тамару Синявскую, поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.
ЛЮБОВЬ С ВОСТОЧНЫМ АКЦЕНТОМ
После такого триумфа восходящую оперную диву заприметил один известный импресарио, который хотел устроить ей гастроли в Америке. Но у КГБ на это счет было другое мнение, и ее туда не пустили.
А вот поездка в Баку на Декаду русской культуры стала для певицы знаковой: там она познакомилась с Муслимом Магомаевым. Между двумя несвободными людьми вспыхнули чувства, но роман прервала поездка Тамары на стажировку в итальянский «Ла Скала». В то время Синявская была замужем и своего супруга она очень уважала.
Но Магомаев был настойчив и звонил возлюбленной каждый день. И жизнь взяла свое: после возвращения певицы из Италии они соединили свои судьбы навсегда. К сожалению, детей у пары не было, но осталось богатейшее творческое наследие: кроме сольных выступлений Муслима и работы в опере Тамары они часто пели совместно.
40 ЛЕТ В БОЛЬШОМ
За многие годы своего служения искусству и 40 лет работы в Большом театре Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. Ее заслуженно называют выдающейся русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр, чувственность и обаяние сделали певицу дивой не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Самой любимой Синявская считает партию Любаши в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы. Для роли Кармен в одноименной опере Бизе Синявская полгода занималась хореографией с балериной Мариной Семеновой. В ее репертуаре – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.
НЕВОСПОЛНИМАЯ ПОТЕРЯ
В 2002 году Тамара Ильинична закончила выступления на сцене Большого театра и об этом не жалеет: лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Через пять лет Муслим Магомаев и Тамара Синявская закончили и совместную концертную деятельность. Муслима Магометовича стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Тамара Ильинична очень тяжело пережила этот период: на три года «закрылась» от общества.
Время не вылечило, но принесло новые идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Также Тамара Ильинична нашла себя в преподавательской деятельности и возглавила кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть не приемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не думала. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества.
ФОНД МАГОМАЕВА
Чтобы держать себя в форме перед студентами, она каждое утро дома распевается, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Тамаре Ильиничне до сих пор поступают предложения возобновить выступления, но она не чувствует в себе сил так же искренне творить на сцене, как это было когда-то. Наверное, с уходом Муслима Магомаева творческая рана Тамары Синявской уже не заживет.
Синявская часто приезжает на родину мужа в Азербайджан, где он похоронен в Баку. Она с грустью признается, что раньше по будням занималась работой, а выходные посвящала мужу, а теперь у нее остались только рабочие будни. В память о муже она организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева, который проводит Международный конкурс вокалистов, в прошлом году он прошел уже в шестой раз. Совершенно естественно, что председателем его Международного жюри является народная артистка СССР Тамара Синявская.