Не злите спящих евреев
Проходное кино снимали везде и всегда. Другое дело, что зритель эти фильмы старается не смотреть или забывать чуть ли в процессе просмотра, и поэтому кажется, в зависимости от синдрома утенка или вкусовых предпочтений, что в Советском Союзе было качественное кино или Вселенная Толкиена – лучшее из того, что было экранизировано. Если вектор укажет на французский кинематограф, то его оценят, скорее всего, позитивно. От исторических экскурсов в прошлое Люмьеров или Мельеса до блокбастеров Люка нашего Бессона. С заездами на остановки имени де Фюнеса, Бельмондо или Ришара. Современное французское кино давно не носит ярлыка культовости, но иногда что-то противопоставляет гегемону из Голливуда. Правда, основная масса – фильмы вроде «Как пять пальцев» (2010), снятых без затей под кальку непритязательных американских поделок.
Жили-поживали себе еврейские братья в возрасте под сорок лет в городе Париже. В силу национальных традиций работали они не руками, а в силу небольших талантов не были замечены и в каких-либо творческих направлениях. Кто-то ресторанчиком руководил, кто-то в казино засиживался, а кто-то по тюрьмам чалился. Жизнь удалась, но вдруг всплыли старые счеты с цыганской диаспорой. Полиция помогает не очень, друзья семьи подсовывают векселя по процентной ставке а-ля Мавроди, глядишь, и придется участок заказывать на Сент-Женевьев-де-Буа. Поэтому пришлось сжать растопыренные пальцы в кулак, купить штурмовые винтовки у внезапно дружественных евреям арабских террористических группировок и в последние десять минут фильма показать, у кого яйца кошернее.
Ситуация такая, что сейчас даже сложно понять, как надеются такими картинами заработать деньги в кинотеатрах, а ведь, чтобы там не утверждали создатели, это всегда главная цель широкого проката. В случае с «Как пять пальцев» никакого заработка за рубежом не произошло, у себя на родине с натяжкой полмиллиона человек просмотрело, что даже можно признать локальным успехом. Вероятно, сыграло роль наличие местных звезд, вроде Патрика Брюэля («Ягуар», «Сабрина»). И. конечно, жанр тоже сыграл определенную роль, ибо законопослушный гражданин как никто любит убийства и остальной криминал на экране.
Но, если бы заплатил кто денег за объективно положительный отзыв к этой зарубежной ленте, то я бы честно воскурил бы фимиам вечным семейным ценностям, где один за всех, а все за сукиного сына. Но нашего сукина сына, отметил бы связывающий элемент в виде еврейской мамушки, элегантно перешел бы к потрясающей игре маловедомых нам артистов Венсана Эльбаза, Паскаля Элбе, Эрика Каравака, отметил чувствительность музыки Армана Амара (музыку хвалить вообще беспроигрышно) и, конечно бы, обратил внимание на перспективность пока не сотворившего мировой хит режиссера Александра Аркади.
На деле же, с каждым прошедшим месяцем шансы увидеть этот проходной фильм уменьшаются по экспоненте. А, посмотрев его через десять лет после выпуска, я даже почувствовал себя героем рисунка Карлсона про очень одинокую птицу, чей вид называть не буду, ибо не толерантно. Но ведь не каждый раз мы заказываем в ресторане пудинг из фуа-гра или, хотя бы, шашлык из ягненка. Зачастую едим и макароны, и жареную картошку. Так и с фильмами про стычку французских евреев с криминальными цыганами.
#Аркади #Евреи #Цыгане #французское кино #криминал