57,9K подписчиков

Почему апостолы крестили "во имя Христа"? Отвечает Иерей Георгий Максимов

534 прочитали
- Здравствуйте, батюшка. Мы читаем, что Христос повелел апостолам крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Почему тогда в деяниях мы читаем, что апостолы крестили во имя Иисуса Христа?

- Здравствуйте, батюшка. Мы читаем, что Христос повелел апостолам крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Почему тогда в деяниях мы читаем, что апостолы крестили во имя Иисуса Христа?

- Здравствуйте. Да, мы встречаем в деяниях апостолов такие слова, что они крестили во имя Иисуса Христа, вот, например: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Деяния 2:38.

При этом древнейшие документы ещё апостольской церкви говорят нам, что апостолы крестили именно во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В частности, мы читаем это в Учении Господа, переданное народам через 12 апостолов (Дидахе).

Такое же свидетельство мы читаем и немного позже, во 2 веке в Апологии мученика Иустина. (Картинка). То есть получается довольно странная картина, Господь сказал апостолам крестить в имя Отца и Сына, и Святого Духа, а они крестили во имя Иисуса Христа. Получается, что апостолы нарушали слова Христа? Но при этом сами научили последующие поколения крестить во Имя Отца и Сына, и Святого Духа и оставили повеление крестить только так?

- Здравствуйте, батюшка. Мы читаем, что Христос повелел апостолам крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Почему тогда в деяниях мы читаем, что апостолы крестили во имя Иисуса Христа?-2

Давайте посмотрим, что говорят нам об этом недопонимании святые. В частности, Феофилакт Болгарский говорил: «Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа».

То есть под крещением во имя Иисуса Христа имелось ввиду крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Здесь речь не о крещальной формуле, а о принятии той веры, которую оставил Господь Иисус Христос. И если посмотрим на все случаи, где указываются эти примеры, то мы видим, что они описаны не как крещальная формула, а как значение крещения христианского.

Во времена апостольские необходимо было использовать именно такое словосочетание для обозначение христианского крещения, потому что было ещё немало людей, знавших о крещении Иоанна Предтечи. Чтобы людям было понятно, что речь не об Иоанновом крещении, а о новом, его и называли крещение во имя Иисуса Христа. А сказать, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, это дать подумать, что речь идёт об Иоанновом крещении и подтверждение этой мысли мы находим в Книге деяний Апостолов в 19 главе, где как раз противопоставляется крещение Иоанново крещению во Христа Иисуса.

- Здравствуйте, батюшка. Мы читаем, что Христос повелел апостолам крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Почему тогда в деяниях мы читаем, что апостолы крестили во имя Иисуса Христа?-3

Это противопоставление использовалось для того, чтобы объяснить, что крещения Иоаннова недостаточно для спасения христианина. Сейчас, кстати, такое ошибочное понимание встречается у некоторых протестантов, которые вопреки словам Господа и повелению апостолов, крестят только во имя Иисуса Христа. Церковь же православная крестит так, как заповедовал Господь.

Для желающих помочь каналу № карты 5536 9139 9117 4851