Эшелон на Самарканд
На дворе 1923 год. Поволжье. Приют наполненный пятью сотням детей. Но в нём не звучат привычные современному уху звуки радости. Там, вместе с беспризорниками, поселилась грязь, болезни и голод, от которого одни превращаются в скелеты, а другие пухнут.
Главному герою 25 лет. У него задача: отвезти сирот в теплый и сытный Самарканд, чтоб те пережили зиму. Еды нет. Топлива нет. Дети умирают. А впереди 4000 километров пути на поезде.
Книга выжимает души, как половую тряпку. Картины, рисуемые автором, кажутся вымышленными. Сложно поверить, что в мире, в котором мы живем, могло не хватать еды.
Но взволновала меня другая история. Деев, главный герой, в поисках продовольствия приходит к чекистам. И далее разворачивается:
«-То есть вы просто так, в чужом городе, явились в ЧК и потребовали масла с яйцами?
– Да, именно так.
– Подождите-подождите… Ну а если бы не оказалось тут вашего товарища по фронту? Или если бы он не поверил вам? Или если бы не растрогался и не согласился дать что нужно? Тогда – что?
– Я бы не ушел, пока не дали.
– Ну вы и хват! Удивительно, что вы всего лишь командуете эшелоном, – это с вашим-то характером!
– Так это я для других только хват…»
Главный герой, несмотря на риск быть застреленным, идет и требует. Требует у тех, у кого не смеют просить. Потологическая доброта к другим не дает отступить, пусть и цена у этого будет жизнь.
Аналогичное чувство я наблюдаю в себе. Для близких и знакомых я готов отдать последнее. Денег? Возьмите. Поддержать проект? Конечно. Бесплатно на встречу? Пожалуйста.
И проблема не в том, что для других я смелый. Проблема в том, что для себя труслив. Себя любить не умею. Другие важнее, чем я. Поэтому и живу, вечно ужимаясь, но в гордом молчании. А мир изменился. Сейчас всем хватит. Но это не понять, пока для себя смелым не стать.
Ваш Бойтик