Объединившись, малые ювелирные компании и предприниматели начали официальную кампанию за изменение закона, вменяющего им переход на основную систему налогообложения (ОСНО) с уплатой НДС, которая должна произойти по принятому в марте закону (известному как закон о золотых слитках) с 1 января 2023 года.
Малые #ювелирные компании Петербурга и, уже можно сказать, и России, объединившись, и войдя в РОО «Содействие малому бизнесу», приступили к заказу экономической #экспертизы закона в одном из известных научных учреждений России. Название учреждения они пока держат в секрете из-за того, чтобы на него не оказывали давления.
Напомним, что в начале марта 2022 года в Госдуме был принят закон, который разрешал покупку золотых слитков населению без НДС, и один из пунктов этого закона отменял применение специальных налоговых режимов — УСН и ПСН и вменял для всей ювелирной отрасли переход на основную систему (ОСНО), предусматривающую уплату НДС.
2 марта законопроект был внесен в Госдуму, 3 марта было получено заключение правительства РФ, 4 марта закон был принят сразу во втором и третьем чтении. 9-го марта закон подписал президент. Нововведение коснется 80% участников отрасли, которые относятся к малым и микро-предприятиям.
Исчезнут локальные бренды
Логика крупных ювелирных компаний, которые, как считают в сообществе, и пролоббировали пункт закона, такова: спецрежимы, мол, создавали неравные условия для участников. Общий объем дополнительных поступлений в казну от НДС отрасли прогнозировался на уровне 20-30 млрд рублей.
Малый ювелирный бизнес считает, что большая часть предприятий до конца года прекратит свою деятельность, кроме того, исчезнут региональные ювелирные #бренды. Речь идет о небольших торговых марках, которые покупатели знают десятилетиями.
Как живут и работают владельцы этих локальных брендов, что они думают о принятии закона о своем будущем.
Ювелирные изделия — не танки
«В советское время работали только крупные заводы и была монополизация «Ювелирторга», — рассказывает Варвара Украинец, основатель сети ювелирных магазинов «Жемчуг», которые работают более 20 лет. — По сути тогда было неинтересно работать, у всех был один и тот же ассортимент. Был еще Ереванский был ювелирный завод, который славился своим дизайном. Но, в основном, все носили одинаковые изделия.
Сейчас много производств, их ассортимент отличается, часто меняется модельный ряд. Мы стараемся работать с многими производителями — и из Костромы, где сосредоточен большой кластер малых ювелирных компаний, и из Дагестана, покупаем их столовое серебро, и многими другими. Ювелирный бизнес по сути, и согласно мировому опыту, и не предполагает крупных производств — ювелирные изделия — это же не танки», — говорит Варвара Украинец.
Предпринимательница добавляет, что если предприятия будут вынуждены закрыться, без работы останутся, в основном, #женщины — именно они работают в ювелирной торговле, а это семьи, дети. «И это в нынешней экономической ситуации», — подчеркивает Варвара Украинец. «Зачем изобретать велосипед, если он уже есть? — спрашивает предпринимательница. — Нам постоянно внушают, что возврата назад нет. Но почему?».
Плавный переход
На изготовлении ювелирных изделий на заказ специализируется предприниматель Михаил Шишов, основатель ювелирного бренда Barfani. У него есть собственное производство в Петербурге, которое также работает и как контрактное производство для других брендов. Заказчиков привлекают через социальные сети и через сайт компании.
Он считает, что переход на основную систему налогообложения должен быть естественным, растет оборот компании — и налоговая предлагает оставить спецрежим и переходить на ОСНО. А перевод всех разом просто погубит большую часть участников рынка.
Что осталось
Обсуждает малый ювелирный бизнес и единственный выход, который им оставили — это заниматься не изготовлением изделий, а только их ремонтом. В этом случае можно использовать не ОСНО, а УСН, и платить меньшие налоги. «Но в этом случае ювелиры не смогут заниматься полноценным производством, однако могут производить изделия на заказ», — говорит Михаил Шишов. Однако такая ситуация не устраивает большую часть сообщества.
Армен Манукян, владелец ООО «Диамида», говорит, что если он «отдаст» все полагающиеся на ОСНО налоги, то, чтобы ему вернуться в ту же точку, где он был в бизнесе до вступление в силу закона, понадобится целых семь лет. «Зачем мне это?», — спрашивает предприниматель. Кроме того, никто не знает, что будет с нашей экономикой через семь лет, горизонт планирования у бизнеса — сейчас в лучшем случае, месяц.
Выводы
«Лично я верю четко, что с вероятностью 90% у нашей инициативы есть шанс, — говорит Армен Манукян. — Это #законодательная ошибка и она должна быть исправлена. Основа у закона была правильная — лучше пусть люди будут вкладываться в слитки, чем в американские бумажки. Но этот пункт — просто упущение. Он идет в разрез с политикой государства в отношении малого бизнеса».
«Я могу добавить, что у правительства есть экономическое обоснование, — говорит Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу». — У нас его пока нет, поэтому мы заказываем независимую экспертизу, и оно у нас будет. Эксперты сделают экономический анализ не в теории, а по фактическому использованию. Эта часть закона является вредной для государства, мы будем искать компромиссное решение для отрасли. Отрасль хочет быть в равной позиции с законодателями».
«Юристы и экономисты говорят, что у нас шансы хорошие. Принятие этого закона не требует дополнительных расходов — этим было все сказано для его скорейшего принятия», — полагает Анна Романовская, основатель сети магазинов «Очень красивое серебро».
К крупнейшим производителям и продавцам рынка ювелирных изделий России относятся компании Sokolov, компания «Белгородский карат», сеть 585 со своим производством, Sunlight, «Алмаз Холдинг», «Диамант», «Топаз», и другие. Согласно аналитике компании Sokolov, в 2021 году объём продаж ювелирных изделий в России составил 301 млрд рублей, он вырос на 4% по сравнению с предыдущим годом. Средний чек увеличился до 5625 рублей, он также вырос на 4% год к году.
Справка «СДП»:
В результате применения закона о переводе всей ювелирной отрасли на ОСНО деятельность могут прекратить до 90% участников, а это минус 135 млрд руб в год оборота и от 60 000 безработных.
Причины:
1. Невозможность взять к зачету НДС и расходы при переходе на ОСНО.
2. Увеличение налоговой нагрузки до 6 раз.
3. Усложнение и удорожание в 3-5 раз отчетности.
Снижение конкуренции приведет к росту цен и олигополии крупного бизнеса (Олигопо́лия (от др.-греч. «малочисленный» + «продаю», «торгую») — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).
Следует учесть и убытки смежных отраслей: охранные предприятия, перевозчики, поставщики оборудования и комплектующих, арендодатели.
Источник: Ассоциация ювелиров Санкт-Петербурга