Цвет - это свет. Это отрезки света,которые получаются при преломлении света пигментами. Это то,что способны воспринимать органы зрения. И только потом цвет - это смыслы, которыми мы его наделяем в процессе мышления.
Смыслы цвета формировались на протяжении всей истории вместе с человечеством. Культурная палитра была, есть и будет разной у разных народов. Чтобы понять современную жизнь цвета нужно пристально рассматривать исторические детали его значений.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
В отечественной культуре на ранних этапах развития синий был связан с водой и небом - как и у всех архаичных народов.
Цвет относили к соответствующим этим стихиям божествам языческого пантеона – покровителям ветра, дождя - например, Сварогу,
духам водной стихии - Речной царь, Кикимора, Русалки.
Правда, наш "водный" синий был с зеленцой - ибо у нас в этот период не было доступа к морям: мы видели реки, озера, болота. Моря пришлось осмысливать при Петре I, а в это время мировоззрение уже было христианизированным, и акценты на цветах расставлялись иначе - в согласии с религиозными правилами.
Словесные формулы, до сих пор сохранившиеся в русском языке, содержат отсылки именно к этим смыслам: «голубые молнии», «небесная синь» и т. д.
В ходе времени, мифологическая картина мира усложнялась - представления о цветах двинулись дальше описаний природной действительности. То есть, цвета уже были не "водой", "небом", "травой" и пр., а стали выражать идеи-представления о смыслах человеческого - итоги размышлений о вечности, природе сна, смерти и др. Синий стал ассоциацией покоя, чистоты духа и мудрости.
В значении духа как силы ума синий дан в образах русской художественной культуры. Вспомните «умные» голубые глаза сказочных героев.
Или образ бабки Синюшки у П.Бажова - старая, как мир, мудрая волшебница хранит природные богатства и делится ими с тем, кто открыт добру и знанию.
Царь Берендей из сказки о Снегурочке, рисует василек в своих покоях - синий цветок символизирует спокойствие и ум правителя.
Описания в сказках темно-синих водных глубин, синих гор и лесов: "Несет меня лиса за синие/темные леса" ... За ними и опасность, и награда для героев.
Кроме сказок синий есть, конечно, и в отечественном изобразительном искусстве - в народных промыслах. Самая синяя из них - гжель.
В повседневной практике этот цвет использовали в тех же смыслах - поздних мифологических и затем христианских: обозначали чистоту (как у неба) и силу духа, истины. Так, синюю одежду носили представители сильного пола, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Девушки предпочитали этот цвет, если хотели подчеркнуть свое смирение - в честь подвига Богородицы.
Сегодня, в современной мужской культуре предпочтение отдается синим рубашкам и костюмам. Это, несомненно, бессознательное - архетипическое - копирование смысловых акцентов синего - на спокойствии, мудрости.
В следующей истории расскажу об античном синем. И, конечно, о Посейдоне и других богах - источниках синевы.