Найти тему

Великий педагог, гуманист, человек

Антон Семенович Макаренко - величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою «систему перевоспитания» трудных детей. Спустя полвека после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырех великих педагогов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке.

В 20-30 годы Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершенолетних детей недалеко от Полтавы, Он осуществил во многом сложный, уникальный проект в педагогической практике: опыт массового перевоспитания молодых правонарушителей.

-2

Во время работы Макаренко перестают интересовать вопросы исправления и так называемые «правонарушители», он убеждается, что никаких особых «правонарушителей» нет, есть люди, попавшие в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького, брошенного в одиночестве человека, который уже привык к тому «что он никому не нужен».

Когда Макаренко оказался лицом к лицу с малолетними беспризорниками предыдущий опыт мало чем мог ему помочь.

В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния... Все боялись, и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяниями бессильного напряжения, – они были еще и поисками истины... Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, бумаги, сколько славы! А в тоже время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом не управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство...».

Система Макаренко строилась на принципе: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». В колонии, а позднее и в коммуне, которыми руководил педагог - новатор, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, доброжелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. «Одичавшие» дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались, Макаренко воспитывал в детях веру в себя, чувство долга и чести.

-3

В своем литературном произведении «Педагогическая поэма» Макаренко очень ярко и образно описывает опыт работы педагога в колонии, где образ заведующего колонией он списал сам с себя.

Судьбы более трех тысяч воспитанников А. С. Макаренко - лучшее подтверждение его педагогического успеха и лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя, военные врачи, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли в годы Великой Отечественной войны, Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце - светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, как Вы Русь нуждается»,- так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький.

-4

Воспитанник Макаренко, Семен Калабанин стал его коллегой и единомышленником. Он послужил прототипом в создании образа Семена Карабанова в трилогии Фриды Вигдоровой «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка».

Семен Карабанов и его жена Галина приезжают возглавить детский дом для «трудных» под Ленинградом. Семен точно знает, что даже самый безнадежный подросток прежде всего нуждается в любви и заботе. А при правильном подходе может вырастить настоящей личностью.

-5

Макаренко вплотную занялся вопросами семейного воспитания в стране. Он выпустил «Книгу для родителей», «Лекции о воспитании детей» в которых утверждал, что «воспитание – это целостный процесс. Семья должна помогать школе. Воспитывает все: обстановка, общение, действия». Главным условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец, мать живут дружно между собой и детьми, где есть взаимопонимание и взаимоуважение. Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Макаренко определяет авторитет как нормальное взаимоотношение между родителями и детьми, когда последние, уважая своих родителей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Он дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родственного авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их поведение, их пример. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, осознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Важное значение имеет правильная организация жизни семьи, где ребенок принимает активное участие. В этих условиях у детей воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность и др. качества необходимые для жизни в обществе. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещением детей театра и кино…

Мы часто слышим, как многие родители, потратив огромные усилия на воспитание своего ребенка говорят ему: «Вот Макаренко бы из тебя сделал бы человека»! Для того, чтобы овладеть искусством воспитания, можно использовать бесценный опыт великого педагога.

-6

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края имеет в своих фондах педагогические и литературные произведения Макаренко А. С. Среди них «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «О воспитании», «Флаги на башнях» и другие.

Макаренко был убежден: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно»!

Фирсова Татьяна Юрьевна, библиотекарь отдела городского абонемента