Кажется, лесные пожары - это глобальная проблема нашего времени, с которой постоянно приходится бороться и которую никак не удается победить. Ежегодно горит Сибирь и Дальний Восток, на тушение пожаров уходит время, силы и ресурсы. СМИ и общественные организации пугают страшными цифрами и взывают к помощи волонтеров. Но что говорит научное сообщество о лесных пожарах и так ли велик ущерб от них, как мы привыкли думать?
Климатические особенности
Две трети России покрыто вечной мерзлотой, и на большей ее части растут леса, которые называют бореальными или северными. Деревья в них растут в постоянной борьбе с окружающей средой за питательные вещества, солнечный свет и рост молодняка. Условия жизни таких лесов существенно отличаются от их южных собратьев - джунглей, где необходимые для жизни дерева элементы легко усваиваются из окружающей среды, а после его гибели вещества возвращаются обратно в природу для роста новых растений.
На оставшейся одной трети территории страны условия для леса все равно довольно суровые. Насекомые, грибы и микроорганизмы не могут полностью разложить погибший древостой, чтобы высвободить для молодых деревьев азот, фосфор, углекислый газ и другие необходимые вещества. Оптимального времени для этой работы, когда в меру тепло и влажно, в году остается немного.
Нет леса без огня
Для высвобождения питательных веществ для молодняка и борьбы с ослабленными и больными деревьями в дело включается огонь. Да, именно так - пожар нужен для поддержания и обновления деревьев в лесу.
Самое распространенное дерево в российских лесах - это лиственница, ей занято 35% леса, но растет она довольно разреженно. Это значит, что верховой пожар, который сжигает кроны и действительно опасен для леса, зачастую ей не грозит. Низовой пожар не может сильно навредить толстой коре лиственницы, которая эволюционно к этому явлению готова, как и другие таежные породы. Специалисты говорят, что находят экземпляры живых и здоровых деревьев со следами до 15 пожаров.
Во время пожара уничтожается слой мха и лишайников, которые теплоизолируют почву и мешают ей прогреться. В этом слое часто оказываются семена лиственницы, которые не могут “дотянуться” до земли, чтобы прорасти. Огонь решает и эту проблему. После пожара повышается температура верхнего слоя почвы, и вечная мерзлота оттаивает на 1,5-2 м, а не на привычные 30 см. Прогрев высвобождает законсервированные в ней полезные вещества. Это стимулирует развитие здоровой корневой системы зрелых деревьев и появление подроста. Выходит, что для омоложения северного леса пожар необходим.
Таежные виды животных эволюционно сформировали устойчивые навыки выживания во время пожара. При низовом пожаре огонь распространяется медленно, и животное может убежать. При верховом пожаре опасность выше, но даже в этом случае видовое разнообразие животных не может пострадать. По данным ученым, 97-98% животных после пожара остается в живых.
Если посчитать, то соотношение площади лесных пожаров и выгоревших лесов составляет порядка 10-20%. На восстановление полностью сгоревшего леса требуется в среднем 10-15 лет без вмешательства человека. В 2021 году огонь прошел около 18 млн га леса, а погибло лишь 20,1 тысяча гектаров насаждений. Это значит, что потери лесного фонда в процессе лесных пожаров сильно преувеличены.
Глобальное озеленение
Лес горит, но зелени меньше не становится. По данным Рослесинфорга, около половины территории России покрыто лесами. При этом ежегодно в некоторых регионах страны увеличивается площадь лесов. В 2021 году лидером среди субъектов стало Приморье - данный показатель вырос на полпроцента за один год. Ежегодно таких регионов насчитывается порядка 10. Причина известна каждому - повышение в атмосфере объема углекислого газа, который является основной пищей для растений. Больше еды, больше вырастает зелени. Это касается всех растений, но деревья растут лучше из-за особенностей протекания фотосинтеза.
Таежные леса с продвижением на север становятся беднее и разреженнее. Однако рост биомассы их тоже задевает, и они становятся гуще и пышнее. Такими темпами в будущем они могут отвоевать территорию тундры и “зарастить” ее лесами. С увеличением биомассы возрастает необходимость пожаров. Ведь 39% новой биомассы будут забирать больше полезных веществ из почвы и затенять ее, а нужен подрост. Поэтому увеличение числа и площади лесных пожаров по естественным причинам в будущем неизбежно.
Углеродный статус
При пожарах высвобождаются не только полезные элементы из лесной подстилки, но и самый популярный парниковый газ. Это, конечно, никому, кроме, как мы выяснили, деревьев, не нравится. Ежегодно больше всего теряют леса Якутии - около 25 млн тонн углерода, Хабаровский и Красноярский края - примерно по 12 млн тонн углерода. В среднем на пожары ежегодно приходятся потери порядка 78 млн тонн СО2.
Анализ лесоучетной организации Рослесинфорга показал, что российские леса ежегодно поглощают примерно 800 млн тонн СО2 из атмосферы. Это значение почти в 5 раз больше общих ежегодных объемов выбросов углерода от пожаров и рубок вместе взятых. Хотя от региона к региону ситуация меняется. В Якутии и Красноярском крае объемы ежегодного поглощения превышают выбросы - почти по 45 млн тонн в каждом регионе за год. В Хабаровском крае ситуация обратная - ежегодные объемы поглощения почти в 2 раза ниже - около 6 млн тонн СО2 за год. Превышение выбросов над объемами поглощения обнаружено лишь в 10 регионах, большинство которых расположено в северной и южной частях России.
👇 Подписывайтесь на наш канал и тогда вы будете в курсе последних эконовостей в России и мире.
👍 Ставьте лайки и делитесь публикацией с друзьями.
❓ Оставляйте свои вопросы в комментариях, с удовольствием на них ответим!
#лесныепожары #лесароссии #рослесинфорг