Найти тему
Владимир Гордеев

Гибель сенсации / Робот Джима Рипль (1935, СССР, фантастика): Роботы против рабочего класса

Фильм о классовой борьбе с участием роботов, действие которого происходит в некой капстране, предположительно Великобритании. Молодой инженер Джим Рипль – выходец из обычной рабочей семьи. Под занавес учебы в политехникуме он изобретает прототип универсального робота, способного заменить любого заводского рабочего. Джим ошибочно предполагает, что запустив этих роботов в массовое производство, он победит капитализм, ибо рынок вскоре окажется переполнен и любой товар обесценится. Его старший брат, работяга (характерная деталь персонажа – вечная трубка в зубах), считает, что к тому времени, когда роботы победят капитал, рабочие вымрут от голода, вызванного безработицей. Джим настаивает на своем и уходит из дома. Он получает солидный гонорар, лаборатории и мастерские в свое распоряжение. Однако в первую очередь роботы нужны военной промышленности (один из представителей военного департамента делает меткое замечание, что "военные никогда не испытывают экономического кризиса").

Кадр из фильма "Робот Джима Рипль" (1935)
Кадр из фильма "Робот Джима Рипль" (1935)

В конце концов, зондер-команду гигантских роботов обращают против бастующих рабочих. Впечатляющая сцена робо-атаки рабочего поселка "Большие огни". Ни винтовки, ни гранаты роботов не берут, — тут требуется интеллект!

Ко счастью, рабочие времени даром не теряли, — пытались научиться управлять роботами Рипля, в чем им помог прототип, разрушенный Риплем-старшим братом. Фильм заканчивается тем, что рабочие-революционеры берут роботов под свой контроль и при их поддержке расправляются с буржуями и военными преступниками. Сам же изобретатель погибает под многотонными ножищами своих созданий.

Я ничего не знаю о кинотеатральном успехе этого фильма. Он увлекателен, зрелищен, но в СССР фантастику не жаловали, поэтому, надо полагать, выйдя в ограниченном прокате, фильм остался незамеченным.

Что приятно: роботов в фильме много, они действительно велики (два человеческих роста) и, в целом, сделаны довольно впечатляюще.

Кадр из фильма "Робот Джима Рипль" (1935)
Кадр из фильма "Робот Джима Рипль" (1935)

Робот Рипля подчиняется звуковому сигналу, либо радиосигналу. В частности, мы можем увидеть занятную сцену, в которой пьяный, рефлексирующий Джим Рипль играет на саксофоне, и армия роботов мрачно приплясывает под звуки музыкального инструмента, специально настроенного на "их волну". Кроме того, роботы способны передавать видеосигнал на пульт оператора, а также, в какой-то мере, они умеют вторить движениям оператора (какая техническая прозорливость!). В потенциале, Рипль уверен в этом, роботами сможет управлять человеческая мысль, которая, как известно, материальна.

Рабочий класс в этом фильме отличается ретроградными настроениями и всячески противится техническому прогрессу. В то же время сценарист дает жирный и утешительный намек на то, что любой рабочий может переквалифицироваться в инженера, ибо, как бы то ни было, а автоматизация производства неизбежна… Что, в принципе, и подтверждает новейшая история человеческой цивилизации.

Оценка: 6,5 из 10.

Режиссер: Александр Андриевский.
Сценарий: Георгий Гребнер,
Оператор: Марк Магидсон,
Композитор: Сергей Василенко.

В главных ролях: Сергей Вечеслов, Владимир Гардин, М. Волгина.

Читайте также в моем канале:

Про роботов