Малиновое поле... Наверное, вы подумаете, что малиновые поля бывают только в стихах? Помните, у Есенина: «О, Русь, малиновое поле, о, синь, упавшая в реку...» .
Поверьте, малиновые поля существуют в реальности. Именно так показалось мне, когда однажды довелось побывать в гостях у одного знакомого. Среди поля стоял сруб его будущего дома. Малиновым поле было, потому что вокруг цвели тысячи ярких цветов, похожих на васильки, но соцветия были крупнее, стебельки толще и выше. Множество пчёл собирали нектар с цветов. Как впоследствии выяснилось, что это и были васильки, но только горные. Интернет нам в помощь. Сейчас же я просто любовалась открывшейся картиной.
Коля вырос в многодетной семье. Кроме него в ней было ещё четыре брата и сестра. Он младшенький. До Коли у родителей родился ещё один мальчик. Судьба его оказалась трагичной:он скончался от ожогов в два года. Из старших рядом оказался братишка, которому было четыре года. Коля где-то отыскал спички и поджёг сухую крапиву возле бани. Ваня, так звали брата, спасти его не сумел. Когда взрослые хватились, было уже поздно. Когда родился следующий ребёнок, его, почему-то, снова назвали Коля. Вы скажете: Боже мой, какие страсти! Разве такое бывает? Бывает, к великому сожалению. Точнее, теперь уже было...
Отец многодетного семейства работал лесником. Жили они далеко в лесу в небольшой деревянной избушке. С утра он уезжал на обход. Если он пел песни, когда возвращался, дети знали: надо прятаться. У каждого из них летом было убежище - «домик», в котором можно отсидеться и даже переночевать. Однажды один из братьев остался в доме, спал на печке, и мать пожалела его будить. Володя был очень похож на отца и считался его любимцем. Это не помогло. Пьяное чудовище схватило его за ногу и сдёрнуло с печки вниз головой. Ваня, не успев убежать, спрятался в сене. Николай, да, у этого чудовища было имя, схватил вилы и начал тыкать ими в сено, таким образом, отыскивая сына. Впрочем, думаю, достаточно ужасов, про которые читать-то и то страшно, а дети с матерью жили в этом аду, который устроил им родной человек.
С отцом мать развелась после того, как тот после многолетнего террора семьи в пьяном угаре поджёг дом и пасеку. Его осудили и дали ему пять лет. Мать осталась одна с шестерыми детьми.
После срока батька сделал попытку вернуться в семью, но Прасковья сказала категорическое «нет». Выросшие сыновья мать поддержали, и пришлось ему убираться восвояси. Так и умер где-то на чужбине, никто из сыновей не знает даже, где его могила.
Коля пошёл в армию в то время, когда набирали добровольцев в Афганистан. Парень написал заявление, и после учёбки отправился в далёкую страну.
Горы, ущелья, бурные потоки, безлюдные плато, напоминающие марсианские пейзажи, смуглые, черноглазые люди, называющие солдат днём «шурави» ,а ночью стреляющие в упор. Многое прошёл парень в Афгане: потерю друзей, многодневные переходы в ущельях, когда каждую минуту жди нападения на любом повороте.
Однажды колонна «Камазов» двигалась по горной дороге. Коля сидел за рулём первого из них. После полутора часов движения, навстречу показалась встречная колонна. Чтобы разминуться на узкой дороге, нужно было обладать немалым мастерством. Объявили десятиминутную передышку. Коля вышел из машины, чтобы размять ноги, присел на камень. С левой стороны скала, поросшая редким лесом. Справа, далеко внизу, обрыв и бурлящий горный поток. Неожиданно сзади кто-то хлопнул его по плечу:
- Колян, привет! Ты что ли?
Обернувшись, Коля увидел парня из соседнего села – Юрку.
- Юрок, здорово! Ты откуда здесь?
- Оттуда, откуда и ты!
- Привет, братан!
Эта встреча была чудесным стечением обстоятельств. Встретить земляка, товарища по учебке здесь, за тысячи километров от дома... Надо ли говорить, как рады были они, увидев друг друга. Объятия, разговоры, расспросы, посыпались с обеих сторон. Обнявшись, они сидели на могучем валуне у обочины дороги и не могли наговориться. Очнулись, услышав громкие гудки. «Камазы» сигналили с обеих сторон: нужно было двигаться дальше. Друзья же не могли оторваться друг от друга. Им хотелось, чтобы эта неожиданная встреча длилась как можно дольше. Обнявшись напоследок, каждый из них побежал к своей машине. Колонны виртуозно разминулись на узкой горной дороге. Мелькнуло лицо товарища во встречном «Камазе». Прощальный взмах рукой... Доведётся ли ещё встретиться?
В одной из стычек Колю контузило. После взрыва мины он оказался в госпитале. На память о контузии осталось лёгкое заикание и сипящий голос.
Наверное, Колин ангел – хранитель не дремал, и он вернулся домой целым. Нельзя сказать, что совсем невредимым. Наверное, этим ангелом – хранителем была его мама, Прасковья. Каждый день просила Богородицу, чтобы сберегла её Коленьку, там, в этой далёкой непонятной стране. Не знала она канонических текстов молитв, но, наверное, искренние, простые, материнские слова дороже Господу. Уберёг он её Коленьку, как до этого уберёг ещё двух старших её сыновей, служивших в армии.
Вернувшись, некоторое время Коля покуралесил немножко. Когда ездил в гости к брату, встретилась на его пути Наташа – студентка пединститута, будущий учитель физики. Невысокая, тёмноволосая, черноглазая. Не сказать, чтобы она была красавица, но что-то зацепило в ней бывшего солдатика. События развивались стремительно: регистрация, свадьба, на которой выпита была целая фляга чистого, как слеза, самогона. Мама Наташи занимала руководящую должность, и привычка командовать была у неё в крови. Однако, уже на свадьбе стало понятно, что молодой зять подчиняться ей не собирается и по любому поводу имеет собственное мнение. Отношения в молодой семье не заладились сразу. Наталья была из обеспеченной семьи, а Коля, хоть и имел льготы участника войны в Афганистане, был, по мнению тёщи, гол, как сокол. Тёща выхлопотала молодым квартиру, помогала материально, а зять не только не ценил эту помощь, но по любому случаю высказывал собственное мнение. Жена и тёща постоянно напоминали ему о тех благах, которые он имел, благодаря второй маме. Независимый характер Николая и его афганское прошлое привели к постоянным скандалам. Он начал выпивать, стали появляться случайные женщины. Скандалы поутихли, когда Наташа забеременела. После рождения сына Колю было не узнать. Он поумерил свои амбиции. Сын стал средоточием его жизни. Он не мог нарадоваться своему первенцу. На какое-то время в семье установился мир. Однако, это было затишье перед бурей. Почувствовав уязвимое место, тёща решила, что деваться зятю некуда. Упрёки возобновились с новой силой.
Возможно, что другим человеком всё было бы воспринято совершенно по-другому, но Коля, с его обострённым чувством справедливости, с военным прошлым, терпеть попрёки больше не мог. Толчком к разводу послужила история, неожиданно произошедшая с ним.
Коля работал газовщиком: развозил по частникам баллоны с газом. Однажды, в пасмурный летний день, он поехал по последнему адресу. Навстречу вышла сухонькая старушка лет восьмидесяти, чем-то напомнившая ему мать. Он вытащил баллон с газом и занёс его в летнюю кухню. Бабушка протянула ему деньги. Коля отдал ей сдачу: несколько монет.
Посмотрев в зеркало, он начал двигаться назад и вдруг... Резкий толчок! Николай почувствовал беду. Вылез из машины... Возле задних колёс увидел сухонькую руку , а рядом монеты, выпавшие на траву. Он обессиленно присел возле...
Этот случай окончательно выбил его из колеи. Он запил по-чёрному. Родственники старушки оказались людьми влиятельными. Состоялся суд. Сидеть бы ему не пересидеть. Лишь вмешательство Общества афганцев помогло ему избежать тюрьмы. Происшедшее посчитали за несчастный случай: дождь, видимость была плохая, неосторожность бабушки,её преклонный возраст. Ему дали условный срок. Могли бы и вовсе не наказывать его. Он наказывал себя сам: снова и снова в его памяти всплывала эта сухонькая рука и горстка монет на мокрой траве. Непросто было жене и сыну быть с ним рядом. Несколько раз супруги сходились и расходились. Потом Коля уехал, оставив всё имущество жене и сыну. Из нажитого у него остался только деревянный сруб, который он и перевёз на новое место жительства. Усадьба оказалась рядом со склоном горы, напротив тихая родниковая речка, по берегам поросшая осокой. Николай посадил огород, сам обрабатывал его. В нём не было ни соринки. Прямо в огороде на возвышении оказался огромный камень, окружённый высокими берёзами. Возможно,там древние люди поклонялись своим богам. Несколько лет жил один. Сруб превратил в небольшой домишко, в котором не было ничего кроме печки, кровати и стола. Типичная холостяцкая берлога. Местные немного побаивались афганца, потому что знали: трогать его нельзя. В хмелю и в гневе он был непредсказуем. Несколько разборок, и все зауважали новосёла. Поначалу он часто ездил к семье. Наталья принимала его. Видимо, они любили друг друга, но... Но не сложилось. Кто виноват в этом? Наверное, так сложился пазл их непростой судьбы. Кто имеет право судить их? Впрочем, редко у кого из бывших афганцев судьба счастливая.
Коле же повезло. После многих лет мытарств он встретил женщину, которая приняла его со всеми его, как говорится в песне,«трещинками».
Сейчас они вместе. Света работает в школе учительницей начальных классов. С первым мужем расстались много лет назад. Вдвоём достраивают Колин дом. Зарегистрировались.
Коля занимается пасекой. Пчёлы собирают мёд с тех самых горных васильков, которые окружают усадьбу. Мёд прозрачный. Янтарного цвета. Про аромат и речи нет. Покупатели в восторге, говорят, что вкуснее не пробовали. Я тоже попробовала: подтверждаю. Дети:его сын, дочь и сын Светланы - приезжают к ним. Иногда, чтобы помочь, иногда просто в гости.
Заслужили они, выстрадали свою судьбу. Пусть же им живётся счастливо в их домике средь малинового поля, среди горных васильков...