Найти тему

Галина, мама Саши, Максима и Маши

Оглавление

Интервью с выпускницей программы «Мир моего ребенка», мамой троих детей, участницей программы с 2012 по 2016 гг.
Программа помогает родителям с сиротским опытом лучше понимать своего ребенка. Серия «История Опыта».

Интервью с Галиной на встрече выпускников в Родительском центре «Подсолнух», 2022 г
Интервью с Галиной на встрече выпускников в Родительском центре «Подсолнух», 2022 г

Расскажите как попали в «Подсолнух»?

Будем своими словами говорить — мы, те кто вырос в детском доме, отличаемся от тех, кто вырос в семьях. Чем-то. Когда дети мои приходили в клуб, когда в 1 классе учились — здесь «Подсолнух» был, но я об этом не знала. Директор этого клуба Мария Истомина ко мне подошла и рассказала. Так как мы не умеем общаться со взрослыми, нет этого опыта (сейчас, конечно есть) я не придала значения ничему и ушла домой.

И когда я сюда детей приводила — я пыталась не столкнуться здесь ни с кем, чтобы мне опять это предложение не сделали. Мне нужно было это как-то переварить, понять что это такое и куда я приду.

Почему пришла?

Наверное, любопытство и от того, чтобы чем-то занять себя. Кроме того, как сидеть дома — я ничего не умела и ничего не знала. Что делают с детьми? Родив детей и начав воспитание…у меня муж домашний ребенок, но он только работал, дома была все время с детьми я. Дети у меня погодки — это очень тяжелый возраст. Когда второй родился и первому только год еще. Я делала все на автомате, я многих вещей не знала. Мне было любопытно что здесь делают.

Чем помогли?

Мне помогли разговаривать с людьми, обращаться, просить помощи. Сама могу помогать. Слышать, наверное… Помогли делать какие-то правильные шаги.

Когда ребенок подходит ко мне и говорит «мама, давай поиграем»— для меня это сложный шаг. Как это — поиграем?

С мальчиками, когда я пришла сюда, им было 7 лет. Маше было 8 месяцев (третьему ребенку) и мне с Машей проще, потому что я с ней рано сюда пришла. С пацанами тяжелее. Когда я ходила сюда со своими мальчиками я помню тот момент, когда у нас была группа «Терраплей» с детьми. Я до сих пор могу сказать, что я не могу через себя переступить… Потому что я не знала и не знаю до сих пор — как можно с ребенком сидеть и играть. Я могу с ребенком в шахматы поиграть, в шашки — то что я умею.

Могу по деревьям полазить, в футбол поиграть, по огородам лазить или по лужам прыгать. То что я, наверное, научилась делать в детдоме. Какой-то свой жизненный опыт. А вот все эти детские сюси-пуси — это, простите без меня…

Архивные съемки с занятий программы «Мир моего ребенка», 2012-2016 гг.
Архивные съемки с занятий программы «Мир моего ребенка», 2012-2016 гг.

Я помню как Подсолнух меня постоянно пытался столкнуть с мальчиками. Я всеми силами отнекивалась, всякое придумывала, чтобы только это не делать. То заболею, то еще что-то, но, только чтобы пропустить. Мне больше помогали занятия отдельно без детей.

Близкие люди.

Я здесь поняла что такое родственники, что такое близкие. Сейчас я могу с уверенностью сказать кто мне родственник, а кто мне близкий.

Но я все равно, как бы это ни звучало больно… у меня есть мама, есть сестра — я их нашла, но я их все равно никак не принимаю… Нет, если они попросят помощи — я никогда не откажу, я помогу, но я никогда их не приму. Понять — это значит простить, а я не могу их понять.

Я могу сейчас честно сказать. Раньше бы я соврала — у меня нет никого, ни близких, ни родных. Я только сама для себя. У меня есть внутренние мои чувства, которые проходят в жизни со взрослыми людьми. Я это переживаю благодаря помощи и индивидуальным занятиям с психологом, с Леной Сухоруковой. Я по сей день ей доверяю, я могу с ней о многих темах разговаривать.

Детям я не то, что помогаю — я от них чего-то жду. Я жду, наверное, чего-то того, чего я в детстве когда-то не получила. Я хочу чтобы они выросли хорошими добрыми людьми, не спились, не пропали, не потерялись. Стараюсь в них воспитывать самостоятельность. Я открыто не признаюсь с ними в любви, я не могу этого. Мне это тяжело это все, все эти сюси-пуси, эти знаки внимания.

Дети Галины: Максим, Александр и Мария, на встрече выпускников в Родительском центре «Подсолнух», 2022 г
Дети Галины: Максим, Александр и Мария, на встрече выпускников в Родительском центре «Подсолнух», 2022 г

Моим мальчикам 18-19, взрослые уже — где-то в голове я держала «да, 18 лет будет — поскорей бы они от меня ушли, я останусь одна». И тут же я понимаю, что не могу сейчас открыть дверь и сказать «все мальчики — вы выросли — до свидания». Не могу это сказать, я понимаю, что они во мне нуждаются.

Обязательно схожу в этом году к Лене на консультацию. Мне нужно где-то все эти ситуации переработать.

Комментарий специалиста

Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Когда семья завершает работу в программе и готовится к самостоятельным шагам — она может, конечно, сверяться со специалистами. Она может запрашивать консультации. Совершенно реально, когда приходят родители и говорят «Я бы хотел проверить - так ли, не так я что-то делаю?». В ходе консультации выясняются точки беспокойства. То есть, родитель почувствовал, что что-то, где-то не так происходит. И он не пытается это разрешить самостоятельно, потому что он сталкивается с тем, что для него до сих пор было неведомо в силу разных причин. Это могут быть возрастные изменения у ребенка, это может быть новый адаптационный период либо в школе, либо на работе, либо в личных отношениях. И тогда родителю необходимы эти сверки — с чем он имеет дело, как это называется. То что мы называем опознаванием.

Елена Петрусенко, психолог АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Когда родитель научается видеть точки опоры и научается их чувствовать, то ему становится легче опознать кризис, опознать те ситуации, те сигналы в поведении ребенка, в собственных проявлениях, которые могут привести снова к трудной жизненной ситуации и какому-то рискованному положению семьи. Становясь все более стабильной семьей приобретает ту опору, которую раньше для нее представляли внешние организации. Эту опору они начинают видеть в себе. На этом уровне семье легче, опознавая причины трудностей, обратиться за адресной помощью. То есть, уже не просто просить помощи у каких-то организаций (материальной или какой-то другой), но и в том числе просить адресную поддержку у профильных специалистов. Если у ребенка трудности с речью, то обратиться к логопеду, дефектологу. Если нужна помощь маме в том, что она переживает — обратиться к неврологу, психологу. Если возникли какие-то трудности в супружеских отношениях — обратиться за семейной консультацией. Он научается опознавать ситуации в которых ему может понадобиться помощь для того, чтобы своевременно обратиться за поддержкой и продвигаться дальше, не допуская рискованных ситуаций.

Программа «Мир моего ребенка» создана для помощи тем, кто в детстве был разлучен с собственной семьей, рос и воспитывалcя в детском доме (приюте, школе-интернате), а теперь, став взрослым, и сам стал родителем и заботится о своих детях.

Цели программы:

  • Поддержка родительской роли в развивающем общении с ребенком
  • Получение семьей нового позитивного опыта совместного общения, игры
  • Улучшение эмоционального состояния родителей и детей благодаря специально организованным занятиям.