Фильм Андреа Арнольд "Аквариум" произвел на меня очень хорошее впечатление, поэтому экранизацию прекрасного романа Эмили Бронте "Грозовой перевал" в исполнении Арнольд я ждал с нетерпением.
В какой-то степени фильм не разочаровал. Но в еще большей степени – разочаровал.
Понятно, почему подавляющее большинство фестивальных наград досталось оператору. В "Грозовом перевале-2011" создана потрясающая атмосфера: шум дождя, грязь, слякоть, сырость, холод… бесприютность северной Англии передана отточено, рельефно, словом, просто великолепно.
Неплохо передана и "человеческая" бесприютность: неприкаянность двух душ, невозможность быть вместе при жизни.
Я ожидал – и не ошибся в ожиданиях – фильм сделан очень реалистично (точно так же, как "Аквариум"). Никакой музыки за кадром, никаких дешевых фокусов с наплывами камеры и монтажом.
Но… стержня романа, его темной, бешеной сути, что, собственно, и выделяет его среди других "женских романов" как XIX, так и любого другого столетия, в фильме нет и в помине. То есть, нет самого важного. Исчез макабр.
В романе описывается грубый мир, где, среди "всякого сора", расцветает любовь двух людей. Однако проходит время, и эти люди оказываются зверями по отношению и к посторонним людям, и по отношению друг к другу… Именно поэтому они – идеальная пара. С самого начала, ещё описывая детство своих героев, автор позволяет читателю понять расклад или, во всяком случае, что-то заподозрить. Чудовищная разница в социальном положении (которую принято отмечать) накладывается на изначальную чудовищность героев. Это сказка про "аленький цветочек", где нет красавицы и чудовища, а есть лишь два чудовища.
Арнольд не нашла актера-цыгана, поэтому воспользовалась актером-негром. Ничего худого в этом нет. Гораздо хуже то, что вместо агрессивного, буйного Хитклиффа мы получили какого-то "арапа Петра Великого".
Детство Хитклиффа – это детство Пушкина: вот Хитклифф задумчиво сидит у окна… по стеклу скребет веточка… за окном – осень (пока еще не болдинская), будущее светило русской поэзии заперли в классе после уроков подумать о своем плохом поведении…
Вместо триллера, каждая сцена которого – беспощадное измывательство героев, снедаемых страстью, ревностью и гневом, друг над другом, мы получаем очень зрелищную, но водянистую, начисто лишенную драйва мелодраму, в которой спонтанные садистские поступки аморфных героев выглядят необоснованными и случайными, как припадки эпилепсии.
Оценка: 6,0 из 10.
Интересные факты о фильме:
- На главную роль сперва была назначена Натали Портман, потом Линдси Лохан, потом Эбби Корниш, потом Джемма Артертон. Когда режиссером проекта стала Андреа Арнольд, она привела Каю Скоделарио.
- Предполагалось, что Хитклифа сыграет Майкл Фассбендер. Потом Арнольд стала искать кого-то более похожего на цыгана, но в цыганской общине Англии хороших актеров не нашлось.
- Предметы английского быта XIX века предоставил музей Йоркширского национального заповедника.
Съемочная группа и актерский состав:
Режиссер: Андреа Арнольд.
Сценарий: Андреа Арнольд, Оливия Хитрид (по одноименному роману Эмили Бронте),
Оператор: Робби Райан.
В главных ролях: Кая Скоделарио, Джеймс Хаусон, Никола Берли.
В ролях: Эми Рен, Оливер Милберн, Стив Эветс.
Читайте также в моем канале:
📖 Купить роман "Грозовой перевал" в книжном магазине "Лабиринт":