В дополнение ко вчерашнему посту о «Санта-Барбаре» решила написать ещё об одной книге, которую я постоянно вспоминала по ходу чтения «Санта-Барбара. Как Добсоны сериал придумали». Речь идёт о романе Тонино Бенаквисты «Сага».
В романе повествуется о группе сценаристов, которые сочиняют утренний сериал. Заказчики продукта не ждут от него высокого качества и дают создателям карт-бланш. Сценаристы в ответ на это идут вразнос и наполняют сюжет любой дичью, которая только придёт им в голову. Результат не заставляет себя ждать: сериал «Сага» набирает все большую популярность, его трансляцию переносят на прайм-тайм, постепенно он становится культовым. Казалось бы, чего ещё желать сценаристам, которые до недавнего времени были полными неудачниками и сидели без работы? Но в какой-то момент они понимают, что больше не могут, что они стали рабами своего детища и нужно как-то вырваться из этого плена. Тогда они придумывают изощренный план.
Почему я вспомнила о выдуманной «Саге», пока читала историю о вполне настоящей «Санта-Барбаре»? Дело в том, что любой более-менее популярный сериал может похвастаться десятками подобных историй, которые Бенаквиста описывает в романе. Актёров «Санта-Барбары» тоже заваливали письмами с вопросами о судьбе персонажей. Исполнительницу роли Виктории Лейн преследовали, проклинали и обещали убить за то, что она хочет разлучить экранную пару Иден и Круза. Исполнительницу роли Софии всерьёз спрашивали, почему она пришла в магазин без Сиси. Каждый из актёров получал тысячи писем от поклонников, а у менеджеров был особый отдел, который изучал письма зрителей, отслеживал популярность героев и актёров ещё в те времена, когда никто не помышлял о big data и машинном обучении. Люди и в самом деле порой воспринимают киношные истории, даже самые абсурдные, так, будто они настоящие. И не отделяют актёров от их персонажей.
В общем, повторю вчерашнюю мысль о том, что сериалы могут быть интересны не только сами по себе, сюжетом или актерской игрой. Они интересны и как своего рода кривое зеркало, в которое смотрится и в котором отражается их аудитория.
Добавлю, что роман Тонино Бенаквисты «Сага» был написан в 1998 году, а я совершенно случайно прочитала его в 2005. Тогда мы с будущим мужем возвращались с поездки на Байкал и по пути в поезд зашли в книжный магазин. Мужу достался умный роман Лоренца Даррелла, а мне - первое, как потом оказалось, издание «Саги» от издательства «Амфора».
#сериал #французская литература #книжный блог #читает_шафферт