Найти в Дзене
Александр Долбаносов

СОВЕТСКИЙ РОК ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80-Х

СОВЕТСКИЙ РОК ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х Это единственная глава моего повествования, где я пишу о музыкантах чьи выступления я не видел вживую. Но наверное читателям будет интересно прочитать о моих провинциальных впечатлениях на эту тему. Тем более в провинции даже записи рок-групп (не говоря о концертах) были менее доступны, чем в столице или хотя бы в областных центрах. Не смотря на то, что в первой половине 80-х советские рок-группы (за редчайшим исключением, например 1 или 2 раза в год показывали «Машину времени») не допускали на экраны советский телевизоров. Полностью исключался выпуск пластинок. Впрочем в 1980 году вышел двойной диск с рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», чуть позже миньоны групп «Автограф» и «Рок-ателье» Криса Кельми. Но это были исключения, подтверждающее правило. Оставались концерты (в основном в крупных городах) и магнитофонные записи. 1982 год примечателен тем, что появились качественные магнитофонные записи (их тогда называли магнитоальбомы). В больших

СОВЕТСКИЙ РОК ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80-х

Это единственная глава моего повествования, где я пишу о музыкантах чьи выступления я не видел вживую. Но наверное читателям будет интересно прочитать о моих провинциальных впечатлениях на эту тему. Тем более в провинции даже записи рок-групп (не говоря о концертах) были менее доступны, чем в столице или хотя бы в областных центрах.

Не смотря на то, что в первой половине 80-х советские рок-группы (за редчайшим исключением, например 1 или 2 раза в год показывали «Машину времени») не допускали на экраны советский телевизоров. Полностью исключался выпуск пластинок. Впрочем в 1980 году вышел двойной диск с рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», чуть позже миньоны групп «Автограф» и «Рок-ателье» Криса Кельми. Но это были исключения, подтверждающее правило. Оставались концерты (в основном в крупных городах) и магнитофонные записи. 1982 год примечателен тем, что появились качественные магнитофонные записи (их тогда называли магнитоальбомы). В больших городах их можно было записать в студиях звукозаписи, а в маленьких – любители рока переписывали их друг у друга.

В сентябре 1983 года я будучи студентом работал в колхозе. Жили в селе, в общежитии. Мой сокурсник из Загорска привёз запись концерта группы Динамик.

В начале 80-х – «Аквариум» и «Зоопарк» уже были популярны в Питере и известны в Москве. Но я в те годы учился в провинциальном ВУЗе и с нашими земляками-студентами московских ВУЗов к сожалению не общался. Да и было их намного меньше, чем сейчас. Например из моих одноклассников никто не учился на дневном в Москве, и даже в Туле. Класс был не очень сильный, но это во-вторых. Во-первых, поступить в те годы было гораздо тяжелее, даже в самый провинциальный ВУЗ.

Поэтому «Аквариум» и «Зоопарк» я услышал значительно позже, «Аквариум» в 1988 году, а «Зоопарк» в 1989 году. Хотя упоминания в прессе об этих группах читал регулярно и раньше, но мир тогда был не так тесен, как сейчас и информационное пространство не было в те годы таким доступным .

О «Машине времени» в 80-е годы я рассказал в отдельной главе. Группе «Диалог» также посвящена отдельная глава моего рассказа.

В феврале 1982 года я услышал первый альбом «Круиза», тогда ещё не металлического, а играющего хард-рок («Виза для круиза» и другие песни). Годом спустя «Круиз» выпустил ещё один альбом. В 1982-1983 эта рок-группа была наверное самой популярной, наряду с «Машиной времени».

«Машине времени» и «Диалогу», чьё творчество захватывает в том числе и первую половину 80-х, посвящены отдельные главы в моем повествовании.

В 1981 году вышел «миньон» с тремя композициями группы «Карнавал» («Внезапный тупик» и другие), где Барыкин и Кузьмин начинали вместе.

Далее пути их пути разошлись. Барыкин остался в «Карнавале» и стал «отцом русского регги», а Кузьмин основал группу «Динамик» где играл более традиционный рок, иногда с элементами джаза. В 1983 и в 1984 вышли два альбома «Динамика». В те годы ещё не говорили Владимир Кузьмин и группа «Динамик», а говорили просто: «Динамик». Также была известна концертная запись этой группы 1983-го года. Тогда же в 1983 году появилась команда «Альфа». Они так представлялись на концертах: не группа «Альфа», а команда «Альфа». Наверное они хотели этим сказать, что они одна команда, а не группа музыкантов, которые случайно собрались вместе. Самая известная их песня (на стихи Есенина) «Я московский озорной гуляка».

В 1984 году свой первый альбом выпустил «Примус» (молодой Лоза). Песни этого альбома звучали из всех форточек Советского Союза. Большинству слушателей, больше всего с этого альбома, нравилась песня про девочку в баре, а мне больше всего нравился весёлый рок-н-рольчик про бабу Любу. «Комсомольская правда» (которая была молодёжным официозом) и другие издания ответили публикациями осуждающими творчество этой группы. Те, кому эта группа нравилась, сообщить об этом через СМИ не имели возможности. Но им, было мягко выражаясь, начхать на эти публикации и на отсутствие возможности высказать своё мнение.

В 1985 году «Примус» выпустил второй (последний) свой альбом. Он был менее удачным чем первый. Лучшей, по мнению большинства, на ней была песня про Новый Год (…как выбрали Снегурочкой – жену соседа-дурочку и она от счастья нажралась…).

В 1984 году с успехом, перезаписываясь с магнитофона на магнитофон, по стране прогремела рок-группа адвентистов седьмого дня «Трубный зов». Они исполняли рок-композиции на религиозные темы. Власти не могли оставить это без внимания. «Комсомолка» сразу же выпустила статью, осуждающую композиции этой группы. В нашем студенческом общежитии говорили, что кого то даже вызывали в КГБ из-за этой записи и грозили отчислением из института.

Сейчас подобная музыка не завоевала бы и сотой доли того внимания, как в середине 80-х. А в те годы и рока не так много было, да и тема религии была если не под запретом, то не рекомендовалась для широкого использования. У нас в общаге даже прошёл слух, что кого-то из студентов нашей общаги вызывали в КГБ из-за этой записи. Также в общаге говорили, что у кого есть эта запись, того из института отчислят.

В 1983 году в стиле рок стали играть ВИА Тульской областной филармонии «Лейся, песня» и «Красные маки», за что были изгнаны тогдашним директором Михайловским (тем самым, чья мемориальная доска на здании Тульской областной филармонии) из этой самой филармонии. А любители рок-музыки до сих пор помнят Михайловского, как гробовщика тульского рок-н-ролла.

«Маки» затем работали на разогреве у «Карнавала», а «Лейся, песня» загнали за Урал. Они работали затем от Кемеровской филармонии. Приезжали в Новомосковск в 1984 или 1985 году. Я купил билет на первый концерт. Но группа приехала поздно и состоялся только второй. Я на него не попал. Те, кто попал на него – хвалили. Играли хард-рок.

В первой половине 80-х я слышал о том, что есть такие рок-группы как «Урфин Джус» и «Сахара». Но ни тогда, ни позже музыку этих групп я так и не услышал.

Вот, пожалуй всё, что я вспомнил о советском роке первой половины 80-х. Надеюсь читатели дополнят эту главу своими воспоминаниями.

Записано: Февраль 2007 года