Я продолжаю рассказывать про европейские и псевдоевропейские масла. Сегодня бренд TEBOIL. Кто делает, где делают, Финляндия или нет.
Откуда появился бренд TEBOIL. Какова его реальная история
Что за TEBOIL, какой TEBOIL? Об этом бренде в России ещё месяц назад не знал практически никто. Знали только кто уже работают в сфере автомобильных масел по много десятков лет, либо автомобилисты со стажем более 15 лет.
Ну вот совсем недавно со всех российских АЗС стали сдирать наклейки и убирать лайтбоксы Shell, а вместо них клеить наклейки и ставить лайтбоксы TEBOIL, брендировать под TEBOIL все АЗС Shell по стране.
И у людей возник естественный вопрос, что это за бренд, откуда он взялся, и что это вообще всё значит.
А между тем TEBOIL один из старых европейских брендов и его история теснейшим образом связана с Россией. Хотя об этом мало кто на самом деле знал, потому что он был совсем не популярен до некоторого времени.
А всё началось с Маурицио Скогстрем, морского капитаном, финна.
Биография его скрыта в тумане, как и сами первые шаги в бизнесе. Ещё можно сделать вывод, что кроме создания и первых лет бизнеса ничего сверх выдающегося он не сделал. Ну и, как вариант, просто не хотел быть на публичным.
В 1934 году Мауриц Скогстрем создает компанию Trustivapaa Bensiini, на официальном сайте TEBOIL это переводят, как «бензин без траста», в истории. Но, если дословно переводить, «trustivapaa» с финского, то это будет «доверьтесь бесплатному». То есть доверьтесь бесплатному бензину.
1934 год Маурицио с двумя своими товарищами начинает продавать бензины и керосины.
В 1935 году вот так вот всё это у них выглядит. Такая одинокая колонка посередине улицы. Мужик в кепке – заправщик, торгуют бензином.
На то время для Финляндии это было реально золотое дно, они попали в струю, заработали хорошие деньги на этом всём. К 1937 году они уже строят собственный большой склад в пригороде Хельсинки, местечко Туниеме. И у них уже 200 рабочих на этом складе. Я так полагаю, не всё так просто там у них было, они связались с крупными ребятами, но об этом тоже история умалчивает. Я предположу, что это был Союз нефтеимпорт, который в то время импортировал в Финляндию продукты нефтепереработки. Бензин, керосин, смазочные материалы из России и Эстонии возил в Финляндию. Вот с ним они подвязались, под них сделали склады для хранения, потому что Союз нефтеимпорт занимались только перевозкой – импортировали. А в партнёрстве с Маурицио они открыли склад, на котором всё это можно было хранить. В 1941 год Великая Отечественная война, Trustivapaa Bensiini практически с самого начала войны находится под управлением немцев. Но в 1945 году, финны меняют позицию и уже в марте 1945 года объявляют войну фашистской Германии. В те годы дела у Trustivapaa Bensiini дела идут не очень хорошо, сами понимаете. В самом конце войны они переходят под управление семьи Эрнод. Правда ни одной исторической справки об этом я не нашёл. Семья Эрнод – это Union Bank и Nokia. Та самая Nokia Corporation. Но денег всё равно не хватает на развитие, на экспансию и в 1948 году немного поработали и их решают продать. Продают их «Союз нефтеэкспорт», экспорт, а не импорт. «Союз нефтеэкспорт» к тому времени уже покупает Suoma&Petrole тоже очень крупная структура, и решают их не сливать вместе, а как по отдельности существовали, так продолжить существовать. Suoma&Petrole занимается импортом в Финляндии тех же нефтепродуктов из СССР, а Trustivapaa Bensiini их продаёт. Причём продаёт только на Востоке. А Suoma&Petrole вместе с импортом занимается ещё и реализацией на территории всей остальной страны Финляндии. В дела этих структур «Союз нефтеэкспорт» вообще не вмешивался, у них штаб-квартира в Хельсинки, но структуры две абсолютно автономных друг от друга и занимаются они своими делами. До начала 60-х годов в Финляндии нефтепереработка находилась в зачаточном состоянии, тоже самое касается нефтедобычи, поэтому тут кто успел, тот и получил. Suoma&Petrole Trustivapaa Bensiini, конечно же, короли на этом рынке, потому что начали первыми. В 60-х годах всё начинает меняться. Начинает развиваться национальная программа по развитию нефтепереработки внутри страны, поэтому всё с каждым годом становилось интереснее и интереснее. К началу 60-х годов Trustivapaa Bensiini и Suoma&Petrole тоже прогрессивно развиваются, вместе идут в ногу со временем и начинают завозить много новых продуктов: легкое печное топливо, мазут, строят большое количество заправок разных.
На начало 60-х у них уже 200 собственных заправок, 200 фирменных заправок по всей стране. Это много для Финляндии. Но это мы всё про топливо, про бензин, а как же масло.
Первое собственное масло под своим брендом начинает выпускать Trustivapaa Bensiini и Suoma&Petrole в 1951 году, она называется TEBOLIN.
Ещё некоторое количество выпускалось под брендом TB, это сокращение аббревиатуры от Trustivapaa Bensiini.
Это масло делали в Финляндии не на своих мощностях, но где-то размещали заказы. Где размещались неизвестно, ни одной исторической справки об этом я не нашел. Я так полагаю, это был даже не блендерный завод, который для них делал продукцию, а просто переупаковка. Они просто переупаковывали уже готовую продукцию, возможно даже ту, которая была сделана в СССР. Или базу по крайней мере использовали советскую, а присадки импортные, такой тоже возможно.
В те времена, в 60-е годы, требования к моторным маслам абсолютно радикально отличающиеся от того, что мы видим сейчас, присадки раньше были достаточно простые. Напомню, ещё в 1942 году в СССР был введён ГОСТ под номером 1862-42 это— это масла автотракторные - автолы.
И напомню, что подельщики сейчас у нас в России льют эти масла – автолы в некоторые импортные бренды и продают вам. Поэтому, да, возможно, они делали из российского сырья.
Собственный завод Suoma&Petrole и Trustivapaa Bensiini построили в 1963 году. Это был блендерный завод, потому что не первая не вторая структура никогда не занимались нефтеобычей, только нефтеперерабткой.
Это был хороший прогрессивный завод по тем временам, и львиная доля тех продуктов, которые они производили, уходила в СССР и уходила в первую очередь на нужды
структуры, которые занимались у нас добычей газа, нефти, алмазов на Крайнем Севере. И для судов, которые также работали в экстремальных климатических условиях на Крайнем Севере.
Имя TEBOILбренд получил в 1966 году, как нетрудно догадаться, это сокращение от аббревиатуры Trustivapaa Bensiini слова OIL(масло), получается TEBOIL.
На тот момент у Suoma&Petrol и Trustivapaa Bensiini уже 400 своих сервисных станций АЗС по всей Финляндии. На мой взгляд это большое количество.
Вначале 1970-х они начинают покупать и формировать свой хоть и небольшой, но флот из танкеров. К началу 1980-х у них уже три танкера: TEBONIA, TEBOSTARA и TEBOLIMPIA. На них возят нефть из Клайпеды в морские хранилища TEBOIL.
У TEBOIL была даже своя собственная гоночная команда - TEBOIL Racing Team. В 1977 году она устанавливает локальный рекорд - победа во всех категориях своего национального чемпионата.
В общем TEBOIL всегда прогрессивная структура, они развивались.
В 1987 году TEBOIL построили автоматические АЗС для грузового транспорта, а через пару-тройку лет для легкового - NETAMATIX - прогрессивные станции, на то время в Финляндии это была фантастика.
В начале 1990-х годов у TEBOIL истекает срок аренды земельного участка, и они строят собственный завод в Хемини.
По тем временам это был очень серьезный завод, да и сейчас суперпрогрессивный завод. Там полуавтоматические линии, суперсовременная лаборатория, некоторые процессы роботизированы.
Завод мощностью был не такой большой - 110 тысяч тонн продукции выдавал в год, но очень современный хороший завод.
В 1992 году начинаются смутные времена – развал Союза, на смену «Союз нефтеэкспорта» приходит «Нафта Москва».
«Нафта Москва», если кто ещё не знал, это инвестиционный холдинг Сулеймана Каримова. Suoma&Petrole и TEBOIL 10 лет были под «Нафта Москва», потом их успешно продают Лукойл.
У Лукойл были очень серьезные планы на Европу и в 2007 году они покупают у Conoco Philips, у одного из supermajors, на минуточку. И теперь АЗС по всей Европе, не только Финляндии, и даже больше степени не Финляндия, а в Бельгии, в Люксембурге, в Чехии, Венгрии, в Польше и Словакии брендируют в Лукойл, а в Финляндии оставляют TEBOIL Express. Потому что это были станции автоматические и их решают не переименовывать в Лукойл, а оставляют TEBOIL Express.
В 2008 году происходит реструктуризация и TEBOIL поглощается Suoma&Petrole, номинально, потому что всё равно это одна структура просто Suoma&Petrole прекращает существование, как отдельная организация.
В 2013 году они перевозят офис головной из Хельсинки в Ванта и в общем-то плавненько продолжают работать там.
На какие заводах, в каких странах производился тот TEBOIL, который мы с вами покупали в России
Это два завода. Первый завод - LUKOIL Lubricants Europe в Финляндии.
А второй завод — это Россия, Лукойл в Тюмени.
На официальном сайте TEBOIL говорится, что бренд был всегда на ведущих позициях в Финляндии и в Северной Европе, и в России. Поставлялся в очень больших количествах и был на первых местах среди компаний по поставкам, которые занимаются добычей.
И в первом, и во втором случае это, конечно, большое преувеличение, никогда TEBOIL не занимал никаких особых ведущих мест не Финляндии, не в Северной Европе. За пределами Финляндии бренд вообще никто не знает, кроме России. В Европе остальной он не продавался никогда, поэтому люди может быть когда-то и слышали о нём, но массово нет.
В других странах Европы TEBOIL не распространён вообще, и о нём практически вообще никто ничего не знает.
В России та же самая ситуация. Конечно, это преувеличение о глобальных поставках.
Я 7 лет проработал на корпорацию ExxonMobil, причём большую часть этого времени занимался как раз CVL Industrial, никакого TEBOIL никто и никогда в добывающие компании не поставлял. С точки зрения рынка местного - Сибири и Запада нет. Поставок TEBOIL индустриальных для промышленных предприятий я нигде не встречал, ни разу.
Продавался ли бренд TEBOIL в Финляндии и продается ли он там сейчас?
Конечно, он продавался. До недавнего времени и на фирменных АЗС TEBOIL финских, которых много по стороне, и через интернет-площадки финские продавался, и через гипермаркеты универсальные, типа наших Леруа, Ленты.
Если сейчас мы зайдем на любой финский интернет-магазин и посмотрим есть ли там TEBOIL, например, давайте сделаем это с одним из популярных ресурсов, motonet. Тут нет TEBOIL, мы его не найдем.
Можно зайти, например, на tokmanni, тоже самое.
Единственное, где я нашёл его: eerola supplles. Там есть также и бочковые продукты, много. Не знаю там на самом деле они есть или нет, даже бесплатная доставкой указаны.
Почему? Ну, надеюсь, никому объяснять особо не надо. У меня есть статья с известного очень финского ресурса, я очень не хочу её зачитывать, не хочу. Я просто вам её покажу, при желании вы можете поставить на паузу видео сами почитать. Она в машинном переводе сделана, но суть понятна.
Вот такие вот дела. В общем ничего хорошего я лично в этом не вижу, но надо просто посмотреть, как это будет дальше развиваться.
Есть ли будущее у бренда TEBOIL в России под крылом Лукойл?
Это очень сложный вопрос, смотря какую политику канву, направление выберет Лукойл в развитии этого бренда. У Лукойла очень хороший менеджмент и маркетологи очень хорошие работают, если они выберут правильное направление и подойдут грамотно, то у бренда TEBOIL есть очень хорошие перспективы в России.
Я понимаю скепсис многих, но тем не менее это один из брендов, который может укрепиться сейчас. Но для этого нужно выбрать правильное направление - вектор развития Лукойла. Сделают ли они это пока непонятно. Нужно посмотреть.
В каких странах, кроме России и Финляндии, популярен бренд TEBOIL
Ни в каких, потому что никто и нигде больше его не знает.
Стоит ли продукция TEBOIL своих денег и может ли она заменить ушедший из России Shell
Сейчас настолько рано ещё об этом говорить, но тот TEBOIL, который производился до этого LUKOIL Lubricants Europe или на заводе в Тюмени - достойный продукт, его можно смело покупать. И LUKOIL Lubricants Europe, и завод Лукойл в Тюмени хорошие без всяких преувеличений заводы и конечно же, продукты, которые они производят соответствуют всем заявленным параметрам.
Продаётся или бренд TEBOIL в Японии и как относятся к нему сами японцы
Нет, нет, нет. В Японии TEBOIL не продаётся, о нём там ничего не знают.
Такой интересный факт ещё, в Финляндии нет такого понятия и не было никогда, как производство смазочных материалов из регенерированных продуктов - из отработки, проще говоря. Этого там не делают, производят только из чистой базы все масла.
Материал подготовил: Антон Воронков
Наш сайт: MYGT.RU
Наш канал ПРАВДА ПРО АВТОМАСЛА на You Tube: https://www.youtube.com/channel/UC5JygfcXAA5Xq18sxUx_wIQ/
Наш канал ПРАВДА ПРО АВТОМАСЛА на Яндекс.Дзен:
https://zen.yandex.ru/mygt
Телефон: 8 800 550 57 22 Бесплатно по России
Внимание! Полное либо частичное копирование данного материала
без согласия автора допускается только при указании ссылки на источник (данный канал)
Все права защищены ANTON_MYGT