В Перми на Ленина, 16, месте будущего строительства жилого дома, перед закладкой фундамента археологи проводили изыскания. Сейчас это обязательная процедура, которая позволяет часто обнаружить старинные артефакты, предметы обихода и другие вещи, представляющие огромный интерес для учёных.
На месте будущей стройки уже ранее археологами было найдено захоронение возрастом около трех сот лет и много различных предметов одежды, пуговицы, запонки, украшения и монеты.
Но находка, сделанная 21 июня, и шокировала, и удивила, и вознаградила учёных за многодневный тяжёлый труд. Целый сундук посуды девятнадцатого века, причем более двух сотен элементов оказались абсолютно целыми и не повреждёнными.
После того, как посуда была отмыта от грязи, ученые определили, что находка состоит из трех сервизов: обеденного, чайного и чайно-кофейного.
Лидером по количеству предметов, конечно же, оказался обеденный, рассчитанный минимум на восемнадцать персон: от огромного блюда для рыбы (его, как правило, ставили в центр стола) до самых разных тарелок и мисок для салатов, закусок, вторых и первых блюд.
Специалисты обратили внимание на довольно необычный орнамент, которым украшен сервиз: золотая каёмка и зелёно-золотые цветочки с микроскопическими бусинками. Проверив по каталогам, археологи пришли к выводу, что это не массовая, а, скорее всего, ограниченно выпущенная серия, возможно, что и сделана на заказ. А это моментально увеличивает ценность находки в несколько, если не в десятки, а то и сотни раз.
Чайный сервиз немного попроще, однако также достоин пристального внимания и изучения. Здесь и самые разные чайники для заварки, кофе, кипятка, маслёнка, сливочник, молочник, а также самые разные чашки, блюдца, розетки для варенья и мёда.
Правда, два предмета вызвали среди учёных спор. Одни считают, что это икорницы, другие же – что это специальные подставки для чайных ложек.
Самым простым оказался чайно-кофейный сервиз, украшенный черным узором на золотом фоне. Здесь есть даже непарные чашки и отдельные, которые явно использовались чаще других.
На каждом из найденных элементов сервизов отлично сохранились и клейма различных фабрик Кузнецова. На одних - Дмитровской фабрики, на других – Рижской. Выделилась только масленка, которая была выпущена на фабрике Гарднера, которую Кузнецов выкупил, но разрешил ставить свои собственные клейма.
Кроме посуды, в сундуке была найдена пара сломанных чайных ложек, чугунная и эмалированная сковороды и щипчики для сахара. Вилок, ложек и ножей не было. Скорее всего, столовая посуда была серебряной, а серебром можно было расплатиться, да и везти его не в примёр проще и удобнее.
Сама посуда была явно дорога хозяевам, потому что каждый элемент был аккуратно переложен газетой «Пермские губернские ведомости» (по сохранившимся остаткам удалось установить самую позднюю дату – сентябрь 1917 года. Значит, хозяева покину свой дом практически сразу же после октябрьского переворота.
Почему зарыли посуду? Повторюсь, она была весьма не дешёвой, и хозяева не хотели, чтобы это попало в руки большевиков или простых мародеров, которые грабили в то время брошенные владельцами дома и квартиры.
Анализ архивов подсказал учёным и возможных владельцев найденного сундука. Скорее всего, это пермские рестораторы и купцы Трутневы, которым до революции принадлежал дом. Какая их постигла судьба, неизвестно. Возможно, они успели эмигрировать за границу, возможно, ушли с Колчаком.
Как бы там ни было, а посуда, на мой взгляд, это что-то личное, домашнее, уютное, хранящее тепло рук хозяев, помнящее весёлый смех, беседы за чашкой ароматного кофе, или обеды большой шумной семьи. Нам остается только порадоваться, что ценнейшая находка не пропала безвозвратно, и вскоре займёт достойное место в музейной экспозиции.