Давайте обобщим недавние новости и глянем на то, как наши западные партнеры готовится встретить холодную и страшную зиму.
Начнем с биржевых рекордов
Вчера днем произошло достаточно знаменательное событие - на европейских биржах цена газа вернулась к отметке в 1800$ за тысячу кубометров.
Много это или мало?
Чтобы понять значимость этой цифры, нужно отмотать время на год назад и посмотреть, сколько стоило голубое топливо прошлым летом. Находим котировки, видим, что цена составляла около 450$ за тысячу кубометров. То есть, в четыре раза меньше, чем сейчас. Соответственно, прямо сейчас конечный европейский потребитель газа платит в четыре раза больше, чем год назад.
С одной стороны, повышение все еще не критичное. Тем не менее, оно влияет сразу на все сферы европейской экономики - в ЕС очень много работающих на голубом топливе электростанций, а рост цен на электроэнергию касается абсолютно всех. Вдобавок, обычные жители ЕС начинают платить гораздо большие суммы за коммунальные услуги. а химическая промышленность вынуждена закупать сырье в четыре раза дороже, чем раньше. То есть, эффект получается действительно глобальным и очень неприятным для экономики Евросоюза.
Замечу, что цена на газ растет не впервые
Биржевые котировки начали идти вверх еще прошлой осенью - эта ситуация никому из европейцев не понравилась и уже привела к рекордному росту инфляции в ряде стран ЕС.
За последние месяцы произошел небольшой откат, однако сейчас цена возвращается на свои максимумы - и это очень сильно тревожит наших западных партнеров.
А почему она возвращается?
Все началось с того, что "Газпром" ограничил поставки газа по "Северному потоку", сославшись на то, что Канада не возвращает очень нужную турбину, а вторую такую же пора ставить на техобслуживание.
Затем тот же самый "Газпром" на время приостановил поставки по "Турецкому потоку", сославшись на профилактические работы.
Затем товарищ Путин подписал указ. согласно которому "Сахалин-2" полностью переходит под российское управление. Эта новость достаточно сильно шокировала японцев - наивные самураи явно рассчитывали, что будут гадить нам абсолютно безнаказанно, а сейчас внезапно ощутили запах жареного. Проблемы японцев кажутся оторванными от положения дел в ЕС. но это не совсем так - если Япония испытает дефицит газа, она начнет закупать его у США и те объемы СПГ, которые могли бы спасти европейскую экономику, уйдут к нашим восточным партнерам. То есть, здесь все взаимосвязано.
Затем в США произошла авария на одном из заводов по производству СПГ. Я помню, как либерально настроенные комментаторы рассказывали мне про массовые поставки СПГ в Европу - ну так вот, откладываются ваши поставки, откладываются. А зима-то близко.
Масла в огонь подлили норвежские нефтяники, решившие устроить забастовку. Мужиков можно понять, сейчас самое время для того, чтобы выбить себе надбавку к зарплате, а вот ЕС снова оказался в шоке.
А что в итоге?
У меня складывается впечатление, что за последние три недели против несчастного ЕС объединился весь мир. Поставки неумолимо снижаются, удары по отрасли наносятся с самых разных направлений, цена на газ стремительно растет... но самое главное заключается в том, что страны ЕС банально не могут заполнить свои газовые хранилища. Нечем их заполнять.
К чему это ведет?
Благодаря текущим проблемам нефтегазовой отрасли создаются все предпосылки для дикого, глобального, ужасающего роста цен на тот же самый газ. Давайте глянем, как это может произойти.
Как-то раз я уже объяснял, почему российский газ так важен для Европы. Перепечатывать статью не буду, но ее основной смысл заключается в том, что мы стабильно перекрываем все возможные запросы европейской промышленности, формируя устойчивый баланс предложения и спроса.
На данный момент спрос начинает превышать предложение - европейские государства боятся приближающейся зимы, опасаются, что мы начнем закручивать гайки и стремятся заполнить свои хранилища желанным топливом. А заполнить-то не получается. Мешают канадские друзья, мешает товарищ Путин, мешают норвежские вахтовики.
На этом фоне создается виртуальный дефицит, основанный не на текущей ситуации (в данный момент газ в Европе есть), а на том, как представляют свое будущее все участники рынка. Нетрудно догадаться, что представляют они его исключительно в черных тонах - цены уже начали расти.
И вот здесь находится важнейшая развилка
Существуют два совершенно разных варианта развития текущей ситуации - эскалация и деэскалация. От ЕС в данном случае почти ничего не зависит, а вот от России зависит практически все - как мы захотим, так и будет.
Деэскалация
Это тот самый вариант, о котором страстно мечтают наши западные партнеры. В этом варианте Россия неожиданно становится их лучшим другом, открывает свои "потоки", наполняет европейские хранилища газом - и все сразу же приходит в норму. Цены падают, коммунальные платежи уменьшаются, промышленность радуется жизни, а инфляция отступает.
К сожалению, европейские политики традиционно слегка туповаты и не понимают, что для реализации этого варианта им нужно перестать вести себя как штопаные презервативы, послать на три буквы англосаксов и начать делать то. что выгодно их драгоценному Евросоюзу, а не США.
Эскалация
Это тот самый вариант, при котором Европа начнет реально страдать. Чтобы добиться этого, нам почти ничего не нужно делать - достаточно лишь еще немного прикрутить магический вентиль и создать еще больший дефицит. Благо, что западные санкции нам в этом помогают - Канада до сих пор не хочет возвращать украденную турбину, хотя европейцы уже давно обливаются слезами, прося это сделать.
В погоне за драгоценным газом участники рынка организуют новый виток ценовой гонки, стоимость тысячи кубометров без проблем улетит к 5000$, зажратые немецкие бюргеры начнут испытывать нервную дрожь при виде очередного конверта в своем почтовом ящике, ценник на электроэнергию в ЕС снова подскочит, множество предприятий станут нерентабельными, а инфляция в очередной раз побьет все рекорды.
Само собой, европейцы не вымрут от холода. Но плата за НЕвымирание окажется чудовищной.
Однако приятнее всего то...
...что мы при этом будем получать те же самые деньги, что и раньше. Меньшие объемы газа по более высокой цене? Да пожалуйста, нет никаких проблем, мы заранее согласны.
Каков итог?
Нужно понимать, что главное следствие уменьшающихся поставок - это не отсутствие газа на рынках ЕС (он туда в любом случае попадет блегодаря другим поставщикам), а резкое увеличение его стоимости для конечного потребителя. Именно кратное увеличение стоимости углеводородов и будет тем фактором, который в конце концов поставит Европу на колени.
На данный момент все складывается таким образом, что осенняя эскалация вкупе с рекордным ростом цен на голубое топливо видится мне чуть ли не обязательной. И я очень надеюсь, что наше правительство выдержит правильную линию, не даст европейцам заполнить свои хранилища, а ближе к зиме окончательно прищемит их подрагивающие от холода бубенцы.
Пока что дело идет именно к этому.
Всем бобра =)