Эту статью можно назвать продолжением самой первой нашей статьи «С чего ВСЁ начиналось». В той статье я описывал процесс становления моего интереса к железнодорожному моделизму посредством наблюдений за поездами в метро. Для наших только что присоединившихся читателей я напомню, что жил я до 2001 года на синей ветке, на которой в середине 90-х годов меняли подвижной состав (вагоны типа Д заменяли на Е и его разновидности). В этой статье я бы хотел поведать читателям об ещё одном моем наблюдении из раннего детства, которое продолжается и поныне, и которое сыграло не меньшую роль в становлении моего интереса к железнодорожному моделизму. Речь пойдёт о пассажирских вагонах, а именно о купейных и плацкартных.
Поскольку наш канал создан именно на тему железнодорожного моделизма, то речь пойдёт не о купе или плацкарте как таковых, а о визуальном отличии данных вагонов между собой снаружи. Итак, какое же это отличие? Очень простое. Все пассажирские вагоны в поезде делились (а в некоторых поездах и сейчас делятся) на вагоны, у которых было две гофры ниже подоконного пояса и между окон (купейные вагоны и вагоны-рестораны постройки завода Аммендорф, Германия) и у которых много гофр ниже подоконного пояса и между окон (плацкартные, постройки Тверского вагоностроительного завода). В редких случаях попадались низкие вагоны РИЦ с двумя гофрами (они же СВ, завода Гёрлиц, Германия). Поэтому всякий раз, когда мы с родителями собирались на юг, я всегда загадывал в каком же вагоне мы поедем. Правда тогда я ещё не знал ни про Аммендорф, ни про Тверской завод, ни тем более про Гёрлиц. Для меня всегда казалось, что все вагоны нашего производства. Но вот на каком-то интуитивном уровне мне что-то подсказывало, что если у вагона две гофры, то это купе, так как в основном мы всегда брали купе, реже плацкарт. И как ни странно, интуиция меня не подвела. И какое же было недоумение, когда в 2000 году, когда мы с мамой встречая бабушку на вокзале, которая возвратилась с курорта, обнаружили что в том купейном вагоне, в котором она ехала, не две, а пять гофр. Это позже я узнал, что из-за прекращения поставок вагонов Аммендорф из Германии, наш ТВЗ начал строить и купейные вагоны тоже. Но обо всём по порядку.
Итак встречайте. Вагон с двумя гофрами завода Аммендорф, Германия.
Эксплуатируются в нашей стране с 1948 года по настоящее время в качестве купейных вагонов и вагонов-ресторанов. Активно списываются из-за достижения максимального возраста и пробега. Примерно треть вагонов модернизируется, продлевая срок службы ещё на 15 лет с заменой интерьера салона.
Пассажиры помнят такие вагоны по шоколадно-коричневому оттенку салона под дерево.
Но на заре изготовления данных вагонов отделка была из линкруста, а слон как в коридоре, так и в купе освещался лампами накаливания. Диваны в большинстве вагонов были жёсткие.
С конца 60х годов линкруст уступил место белому пластику. Освещение в купе постепенно становилось люминесцентным.
И только с 1983 года завод Аммендорф стал изготавливать вагоны с шоколадно-коричневым салоном внутри. Причём Аммендорфы тех лет были двух типов - напряжением 50 и 110 вольт. 50 вольтовые были без кондиционера и в них открывались окна в купе. В 110-ках был кондиционер, поэтому окна открывались только в коридоре. Конкретно в каких Аммендорфах мы ездили на юг, сказать не могу. Но отлично помню шоколадно-коричневый цвет салона и то, что мы сами окна в купе никогда не открывали.
Вагоны Аммендорф активно поставляли в СССР до 1991 года. В Россию до 1996 года поставляли мелкими партиями. Есть сведения, что в последних партиях шоколадная отделка под дерево снова стала белой в крапинку. Но лично я белых Аммендорфах никогда не видел. А в Китай и Монголию поставлялись Аммендорфы и после 1996 года у которых внутренняя отделка также была с пластиком, напоминающий белый мраморный, либо красно-коричневый.
В Узбекистан вообще пришли Аммендорфы, на 10 купе со стеклопакетами в 2000 г. При этом купе в них поуже, чем в стандартных и внутренняя отделка серо-белая. Но фотографий найти не удалось.
Это пока вся основная информация про вагоны Аммендорф, но в следующей части я вам расскажу про редкую версию вагонов Аммендорф, а также про вагоны-двойники Аммендорфа - плацкартные вагоны, производства СССР и ПНР, которые снаружи выглядят как Аммендорфы с двумя гофрами.
Поэтому подписывайся, ставь палец вверх, впереди ещё интереснее!