Найти тему
Visit Tyumen

Лето в Тобольском кремле: царская опера и народное искусство

Императорский маршрут, Сергей Царегородцев, «Жизнь за царя» – монархический мотив навязчиво пытался выйти на первое место в финале фестиваля «Лето в Тобольском кремле». Но обо всем по порядку.

Прибыли мы в Тобольск на финальные выступления на Красной площади Тобольского кремля на брендированной электричке с названием «Императорский маршрут». Помня о том, что для монарха закончился путь не очень, мы решили, что принадлежим к совершенно другому сословию, а потому бояться нам нечего.

Основным мероприятием культурной программы по плану была опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев из Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Музыку исполнял Тюменский филармонический оркестр под управлением Алексея Карабанова. И кто хоть раз был на концерте ТФО, знает, что они удивительно талантливые, обаятельные и любящие публику исполнители.

Были они такими и в этот раз. Очень трогательно исполнительница партии Антониды спела романс «Не о том скорблю, подруженьки». А в какой-то момент на поле появился огромный пёс и очень чинно проследовал к задним трибунам. Показывая всем своим видом, что у него имеется билет, и он пришел послушать. Но даже это не позволило опере «Жизнь за царя» стать самым ярким эмоциональным впечатлением от поездки.

Кроме оперы 2 июля, 1 числа мы намеревались посетить выступление Екатерининского оркестра из Екатеринбурга. Вот он и стал центральным местом нашего культурного путешествия. Так бесплатное, доступное народу искусство потеснило монархию.

Играли екатеринбуржцы современную академическую музыку композиторов Филипа Гласса и Карла Дженкинса. Филип Гласс продолжил традицию классиков с произведением «Американские времена года». Правда у него части не имеют названий по сезонам, и слушатель сам может выбрать, что сейчас звучит: зима, весна, лето или осень.

Погода располагала к тому, чтобы примерно все части казались зимой. Ибо дул ледяной ветер, желающий выдуть любителей музыки с Красной площади. Но мы стойко продолжали сидеть. Потому что музыка и напор исполнителей согревали изнутри.

-3

Иногда было ощущение, что этот концерт будет последним, что мы все услышим в своей жизни. Гипотермия стояла неподалеку и задумчиво смотрела нам в лица. Но если уж ты любишь искусство, и оно отвечает тебе взаимностью, даря удивительную красоту звука, ты решаешь терпеть.

Тем более, что из Дженкинса играли Palladio и Adiemus, посвященный африканским мотивам. Прекрасные женщины в платьях ободряюще танцевали и великолепно пели, а на экранах показывали виды Африки. Истинно говорю вам, никогда еще мое воображение так не сплеталось с музыкой и не заставляло меня почувствовать себя там, в африканской прерии, под палящим солнцем.

В финале мы все рукоплескали стоя. От души. Какой-то седой старец вышел к самой сцене и громко восхвалял исполнителей, певиц, хор, композиторов и всех причастных. А причастными в этот момент были все, кто там находился. И это было такое чувство единения с прекрасным и между собой, которого не случилось на следующий день даже в момент трехцветного фейерверка, когда нашу трибуну посыпало оставшимся от салюта пеплом.

Так что если вы никогда не были на фестивале «Лето в Тобольском кремле» – вот вам еще один дополнительный повод дожить до следующего лета и попасть туда. Потому что Тобольск летом прекрасен, кремль по-сибирски бел и нерушим, а музыка под открытым небом звучит величественно и глубоко. Даже если погода очень старается добавить драматизма.

Автор: Маша Соколова