Найти тему
98,8K подписчиков

Он прикидывался элегантным барином и шиковал в ресторанах. Почему самого делгантного гангстера СССР 20-х одов долго не могли поймать

10K прочитали

Мариинский театр. До революции не побывать здесь для культурного человека - позор. В дни премьер и бенефисов на улице выстраивались вереницы дорогих экипажей петербургской знати. Иногда приезжал даже сам император. После Октябрьской революции все изменилось. К большевистской столице отчаянно рвались враги – какие уж тут театры. Возрождение Мариинки совпало с началом НЭПА.

 Мариинский театр, начало XX в.
Мариинский театр, начало XX в.

В один из осенних дней 1923-го на пороге Мариинки появились весьма необычные гости: кожаные тужурки, стоптанные сапоги и кобура на поясе. Глядя на них, нэпманы испуганно перешептывались: «Неужели чекисты? Вероятно, брать кого-то пришли».

Но это были не чекисты, а сыщики питерского УГРО. Они показали сотрудникам театра фотографию погибшего иностранца – безуспешно. Отчаявшись, сыщики хотели было уйти, но вдруг к ним подбежала одна из гардеробщиц: «Я помню, помню такого! Он был еще с барышней. Называл ее Мари». Женщина описала незнакомку: молодая, красивая, на шее особая примета – родимое пятно в форме сердечка.

Сыщики проверили картотеку – никаких следов. На всякий случай Кондратьев и Шуляк опрашивают персонал отеля «Грант Европа» где был 𝑦бит иностранец. И тут удача! Оказалось, загадочная Мари еще недавно работала в гостинице горничной, но буквально на днях уволилась. Неужели злодеев в номер к Мюллеру провела именно она? Петроградские сыщики немедленно выехали по адресу бывшей горничной, но в комнате никого не оказалось. Соседи рассказали: девушка часто приходила навеселе, вызывающе одевалась и ярко красилась – не иначе, п𝘱𝘰𝘤тит𝘺т𝘬𝘢!

После октября 1917-го большевики заявили: в Стране Советов п𝘱𝘰𝘤тит𝘺ции нет и быть не может! Падших женщин называли не иначе как пережитком царского режима. Их брили наголо и пытались перевоспитать. Часто домами свиданий становились ничем не примечательные квартиры. Чтобы попасть туда, необходимо было знать пароль: слово или определенный набор стуков. Впрочем, о милицейских облавах здесь узнавали всегда заранее.
Мария Горчаковаа
Мария Горчаковаа

Но на этот раз все вышло иначе. Люди из органов появились неожиданно – все в кожаной униформе, которая в те годы наводила ужас не только на преступников, но и на всех граждан Страны Советов. В прокуренном помещении началась паника. Незваные гости врывались в комнаты и вытаскивали девиц. Те визжали, а ничего не понимающие клиенты лепетали, что будут жаловаться. Но на оперативников это не произвело никакого впечатления. Тут же на кухне начался допрос. В одной из комнат притона сыщики УГРО обнаружили загадочную девушку с родинкой в виде сердечка. Мари, она же Мария Горчакова, была з𝘢ду̷ш𝘦𝘏𝘢. На столике лежали 10 червонцев. На банкноте красовалась все та же надпись: «Красным комиссарам на похороны».

В январе 24 – го умирает Владимир Ленин. В стране объявлен траур. Поезд с телом вождя пребывает на заснеженный Павелецкий вокзал Москвы. По решению ЦК партии в столице строят мавзолей, а Петроград переименовывают в Ленинград. Но для неуловимых бандитов это событие ровным счетом ничего не значит. Они продолжают грабежи.

Начало 20-х в Советской России – время тотальной безработицы. В стране разруха, заводы и фабрики стоят. Чтобы в буквальном смысле не погибнуть от голода, гражданам приходилось идти в ломбард, разумеется, не с пустыми руками. С введением НЭПа, хозяева ломбарда стали подходить к клиентам строго индивидуально. Пролетариям и рабочему классу предоставлялись всевозможные льготы и отсрочки, а вот НЭПманов или бывших графов не жаловали, несмотря на то, что именно эти клиенты приносили действительно ценные вещи.
Сергей Кондратьев
Сергей Кондратьев

Так в начале 24-го в ленинградскую милицию поступает вызов: на Невском стрельба, грабят ломбард. Сыщик Сергей Кондратьев и бывший царский полицейский Владимир Шуляк немедленно выезжают на место преступления. Днем, когда в ломбарде было достаточное количество посетителей, туда ворвалось четверо налетчиков с револьверами в руках. Бандиты потребовали открыть сейф, а затем начали стрелять. Они б𝑒зж𝑎л𝑜𝑐т𝐻𝑜 ӱ̵͎̦̠́́͝бив𝚊ли всех подряд: оценщиков, клиентов, случайных свидетелей.

Прибывшим чекистам открылась ужасная картина, а на прилавке сыщиков ждали очередные 10 червонцев, пропитанные ароматом французских духов. В левом верхнем углу надпись: «Красным комиссарам на похороны». Но в этот раз удача отвернулась от налетчиков. Один из посетителей злополучного ломбарда выжил и рассказал: все бандиты были в масках, и только главарь без нее. Это был элегантный мужчина в дорогом пальто и лайковых перчатках. Он часто подносил к лицу белый носовой платок, брезгливо морщась. Но где искать модного гангстера?

«Уменьшим градус - ударим по пьянству!» – так однажды заявил председатель Совета народных комиссаров товарищ Рыков. А вскоре в магазинах появилась вот такая странная бутылка: без этикетки, с серебристой поверхностью. Продавцы уверяли покупателей, что это та же самая водка. Но народ не верил. Где это видано, чтобы огненная и всего 30 градусов. Подозрительную водку в народе окрестили «Рыковкой» в честь наркома - изобретателя.

В хороших ресторанах приличные люди ее не заказывали, но официанты все равно предлагали. Такова была инструкция сверху. Из-за этого порой происходили настоящие потасовки. Как-то раз в одном из трактиров подвыпивший господин дал официанту по лицу: тот осмелился предложить ему «рыковку». Скандал чуть не закончился дракой. Хотели звать милицию, но незнакомец неожиданно рассмеялся, вскочил на стул и крикнул на весь зал: «Шампанского всем! День рождения у меня!». Пострадавшему официанту он сунул в карман 50 червонцев за беспокойство. Никто даже представить не мог: щедрый господин – опасный бандит, а деньги, на которые он всех угощает, омыты 𝘬𝘱𝘰вью.

Владимир Шуляк
Владимир Шуляк

Сыщики Сергей Кондратьев и Владимир Шуляк составили подробное описание главаря банды: высокий, темноволосый, с маленькими усиками, носит надушенные лайковые перчатки, одевается по заграничной моде. Казалось бы, найти такого человека в Ленинграде той поры совсем не сложно, но преступник как будто в воду канул. Уголовники в многочисленных малинах о нем ничего не знали. А может и знали, но настолько боялись гангстера в лайковых перчатках, что предпочитали молчать? [Заключительную часть читайте ниже по ссылке в 12:00]