Найти тему
Александр Дедушка

Что значит идти «средним путем» и как относиться к собственным недостаткам, по св. Серафиму Саровскому?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Св. Серафим, несмотря на то, что прошел искус самого сурового аскетизма (1000 дней молитвенного стояния на камне), тем не менее, был сторонником, так называемого «среднего пути».

Этот путь предусматривает бережное отношение к собственному телу, не отягощение его чрезмерными аскетическими подвигами, которые могут подорвать его здоровье.

Вот что он говорил по этому поводу:

«Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей».

Посмотрите, в такой парадигме плоть – это не враг, это друг, хотя бы потому, что с помощью нее мы и совершаем наши добродетели: пост, молитву, милостыню, другие добрые дела.

Как вьючная лошадь, чтобы она была готова к перенесению тяжестей, должна быть, соответствующим образом досмотрена и накормлена, так же и наше тело.

Сам-то св. Серафим, как мы знаем, таскал на себе мешок с камнями и объяснял это, что он «томит томящего» его. Видимо, это было ему необходимо для поднятия себя к вершинам духовной жизни.

Но ничего подобного он не рекомендовал своим современникам.

Напротив – им он рекомендовал идти «средним путем». Что же это такое?

«Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе (Пр. 4. 27); духу давать духовное, а телу – телесное, потребное для поддержания временной жизни».

Средний путь – это, оказывается, отсутствие крайностей, внимание к потребностям как духовной, так и телесной жизни.

Но сразу же возникает вопрос – разве можно найти между ними гармонию, и не живет ли одна сторона за счет другой?

Но св. Серафим непреклонен:

«Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос по воскрешении дочери Иаировой от смерти, тут же повелел дати ей ясти (Лк. 8.55).

Но как же так? Ведь в реальной жизни мы наблюдаем, что у большинства людей плоть затмевает дух.

Разве не нужно именно духу уделять приоритетное внимание?

Внимание – да, но не преступая известную границу? Как ее обнаружить?

«Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели».

Вот, оказывается, где граница!

Все наши ограничения плоти не должны приводить к «удручению» духа.

Если мы подавляемся изнурительным желанием поесть, попить или поспать, то тут уже не до настоящей молитвы, не до чистосердечных добрых дел.

А делать все это с духом, «удрученным» таким плотским измождением – бессмысленно и бесполезно.

А порой и греховно, когда та же молитва становится пустым сотрясением воздуха, оскорбляющим Бога, ведь дух в это время не молится, ибо порабощен борьбой с плотскими желаниями.

Да… Но кто из нас способен найти эту «среднюю меру» между плотью и духом?

Разве не будем мы впадать то и дело «десно» или «шуйе», постоянно уклоняясь от «среднего пути»?

Батюшка Серафим, зная это, и здесь не оставляет нас без надежды и совета:

«Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему».

Вот оказывается как! Не только к телу нужно снисходить, но и к собственной душе, памятуя, что она несовершенна и терпеть ее немощи, как переносим немощи ближних.

А мы ведь и вправду – к своей душе относимся так, как и к ближним.

Чуть что не так – то впадаем в отчаяние, то в истерику, то грозимся отомстить и действительно мстим непомерным мщением, на себе самом вымещая свои собственные недостатки.

Получается: как мы не любим ближних, так же не любим и себя. И как ведем себя по отношению к ним – так же поступаем и с собой.

Иными словами: ненависть к ближним всегда готовы перенести на самих себя.

А что же батюшка Серафим? А у него – совсем другой пример, когда мы сделали «другое что»:

«Употребил ли ты пищи много или сделал другое что сродное слабости человеческой, не возмущайся сим, не прибавляй вреда ко вреду; но, мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о нем же искушается (Рим. 14. 22).

Смотрите: на первом месте душевный мир.

Как к ближним – так и к самому себе. Война и «возмущение» вредны и там и там.

Однако же это не значит, что исправляться не нужно.

Но делать это как боец – мужественно. То есть, получив удар, сбивший его с ног, он не возмущается, не впадает в истерику, но, придя в себя, поднимается и снова вступает в борьбу.

Увы – даже «средний путь» невозможен без борьбы, без поражений, без уклонений направо или налево.

Прислушаемся к батюшке Серафиму и будем продолжать бороться.