У р о к № 4
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ – I
Цель урока: Начать работу над закладкой базовых нравственных ценностей, изложенных в 10-ти заповедях. На примере первых четырех заповедей, определяющих отношение к Богу, провести разницу между почитанием Бога и поклонением различным кумирам.
Оборудование: доска, мел, детская Библия.
План урока:
1. Моисей на г. Синай. Две части заповедей.
2. Первая заповедь: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов». Единственность Бога.
3. Вторая заповедь: «Не делай себе кумира». Диспут «Чей кумир лучше?»
4. Третья заповедь: «Не произноси имя Господа напрасно». Имена Бога.
5. Четвертая заповедь: «Помни день субботний (воскресный)». День памяти о Боге и отдыха.
6. Эксперимент «Пустая доска».
Описание урока:
Здравствуйте, ребята! Вы помните, какая у нас с вами главная цифра в этом году?.. Правильно – десять. Мы уже с вами знаем десять египетской казней, которыми Бог поразил фараона… За что?.. Да, за то, он отказывался отпустить Израильский народ из Египта, а сегодня мы узнаем главное значение цифры десять – как Моисей получит от Бога Десять заповедей – десять законов, по которым отныне должен будет жить Израильский народ, а сейчас – все люди. Сегодня мы узнаем первые четыре заповеди из десяти, а в конце урока проведем первый эксперимент «Пустая доска»… Что это такое, я объясню позже.
После того, как израильтяне перешли через море – помните, как это произошло? – Бог Сам вел Свой народ, указывая дорогу. Как это происходило?.. Да, днем впереди израильтян шел облачный столп, а ночью он превращался в столп огня. Кроме этого Бог кормил Свой народ, дав им… что?.. Да, манну небесную. И спас от жажды… Как?.. Да, источив воду из скалы.
И вот через три месяца после выхода из Египта израильтяне подходят к знаменитой теперь горе – горе Синай. Здесь Бог повелел всему народу остановиться, а Моисею взойти на эту гору. Когда Моисей поднялся на гору, изумленный народ увидел, что гора покрылась темными тучами, откуда стали вылетать молнии (иллюстрация в д. Библии). В Библии сказано, что Сам Бог сошел на эту гору. Сорок дней находился Моисей на вершине горы рядом с Богом. Причем, сказано, что он сорок дней ничего не ел и не пил. А когда он спустился, лицо его сияло, как солнце, так что он вынужден был опускать на лицо покрывало, когда обращался к людям. Представьте, как сияет Сам Бог, если человек, который находился рядом с ним, стал сиять как солнце!..
Но главное то, что Моисей принес с собой две каменные пластины, или скрижали, на которых, сказано в Библии, Бог Своим перстом написал Десять заповедей. Скрижалей было две. На одной… А впрочем, чтобы понять, на какие две части были разделены 10 заповедей, давайте представим себе такую ситуацию.
Представьте, вы из глины или пластилина вылепили фигурки людей, сделали их похожими на себя, и вдруг они оживают!.. Смотрят на вас эти фигурки, ваши дети как бы… Скажите, чему вы их научите в первую очередь?.. (Мнения детей.) То есть, ребята, вначале вы объясните своим «детям», кто вы такой или такая, что вы – их создатель, что вас нужно почитать, любить и уважать… То есть - как к вам нужно относиться. А во вторую очередь?.. (Мнения детей.) Правильно, во вторую очередь вы им объясните, как нужно относиться друг к другу. Представьте, вы их создали, хотели бы, что они были добрыми, а они стали драться, нападать и даже убивать друг друга.. Вы бы объяснили им сразу, что так делать нельзя… То есть вы бы объяснили им, как нужно относиться друг к другу. А теперь догадываетесь, на какие две части делятся 10 заповедей, которые Бог вручил Моисею?..
Первые четыре заповеди на одной скрижали – это заповеди, в которых Бог учит людей, как они должны относиться… К кому?.. Правильно, к Богу. А с пятой по десятую заповеди Бог учит людей, как они должны относиться?.. Да, друг к другу, то есть к людям. (На доске параллельно заполняется схема.)
Итак, первая заповедь.
1. Я, ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ, ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ
(Прочитывается хором и последующие тоже.)
Ребята, как вы думаете, почему Бог дал первую заповедь именно такую?.. (Мнения детей.) Да, ребята, в первой заповеди Бог как бы представляется нам. Как родители бы наши сказали: «Я - твой папа» или «Я – твоя мама», так и Бог представляется нам: «Я – твой Бог». И Бог говорит: «Я у вас только один, Отец ваш Небесный!» В то время, вы помните, все остальные народы поклонялись разным идолам, считая их богами, поэтому Бог предупреждает, чтобы Его народ так не поступал. Помните, как в прошлом году мы говорили, что почувствовали бы ваши родители, если бы вдруг вы сказали: «Нет, это не вы мои родители! Вот этот камень – это мой папа, а вот эта лужа – это моя мама!..» Понравилось бы это вашим родителям?.. Вот также и Богу больно видеть, когда люди вместо Него избирают себе богами различных идолов. Поэтому Он и дал первую заповедь именно такую.
Внимание – вторая заповедь.
2. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА
Давайте вот как поступим. Я объясню вам, что эта заповедь означала раньше, а вы мне скажете, какое отношение она имеет к нам. Договорились?
Так вот, во времена Моисея люди очень часто создавали рукотворные изображения идолов, которым они поклонялись как богам – из камня, дерева, иногда даже из серебра и золота. Такие изображения идолов и назывались кумирами. И во второй заповеди Бог запрещает их создание.
Так было во времена Моисея. Но современные люди тоже создают себе кумиров. Кто мне попробует объяснить, какое отношение эта заповедь имеет к нам?.. (Выслушиваются мнения детей.) Да, ребята, вы верно сказали, что у современных людей кумиры – это люди, которых они чуть не обожествляют: артисты, певцы, спортсмены, политические деятели. То есть кумирами могут быть люди. (Записывается на доске.) Но не только. Что еще? Могут люди превратить в кумиров какие-либо вещи?.. Какие?.. Машина может стать кумиром?.. А дом, а одежда, а украшения?.. Встречали ли вы таких людей, для которых кумирами стали вещи?.. Значит, давайте к кумирам современных людей отнесем и вещи. (Записывается.) Но мы забыли еще одного кумира, причем, для многих и многих людей. Какого?.. Это кумира носят в кармане… Да, это – деньги. (Записывается.) Согласитесь, это очень распространенный кумир.
А теперь, ребята, чтобы понять, почему нехорошо создавать кумиров, давайте попробуем представить себя этими людьми. Каждый ряд соберется вместе, возьмет себе одного из современных кумиров и через несколько минут подготовки докажет, что его кумир самый лучший. Итак, первый ряд, ваш кумир – это люди. Выберите себе кого-то из знаменитостей и приготовьтесь доказать, что это самый лучший кумир, лучше вещей и денег. Второй ряд, ваш кумир – это вещи. Договоритесь, что из вещей вы будете защищать в качестве лучшего кумира. Ну, а третьему ряду достаются деньги. Три минуты вам на подготовку. (Далее проводится дискуссия: слово по очереди предоставляется каждому ряду, затем оппонентам из других рядов. Учитель обращает внимание на степень «зараженности» детей современными «кумирами» и при необходимости сдерживает соревновательные страсти.)
Теперь подведем итог. Скажите мне, почему создавать кумиров нехорошо? Почему Бог дал такую заповедь – «Не делай себе кумира»? (Выслушиваются мнения детей.) Правильно, ребята. Создавая себе кумиров, люди забывают о Боге, становятся злыми, жадными, завистливыми, порой идут на преступления, даже на убийство и самоубийство. Может быть, кто-то может рассказать о подобных случаях?.. (Кратко – 1-2 рассказа детей.)
А теперь третья заповедь.
3. НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЯ ГОСПОДА НАПРАСНО
Чтобы понять, зачем Бог дал такую заповедь, я хочу провести с вами один эксперимент. Но он достаточно «жесткий». Кто не боится поучаствовать в эксперименте со своим именем?.. (Выбирается «смелый» мальчик. Допустим, его зовут Саша.) Выходи, Саша, сюда. Тебе ничего делать не нужно будет. Ты просто нам расскажешь о своих чувствах, что ты почувствуешь в ходе эксперимента. Договорились? Готов?
Итак, представь, что ты идешь по улице и догоняешь двух человек, которых ты совершенно не знаешь и они тебя тоже. Ты уже начал их обгонять, и слышишь, как один говорит другому: «Ты знаешь Сашу? Какой же он тупой! Такой глупый, что я таких еще не встречал! Можно даже сказать - дурачок!..»
Так, Саша. Расскажи нам, что ты почувствовал?.. Тебе было неприятно! А почему?.. Ты же не знаешь этих людей, и они не знают тебя. Они говорят о каком-то другом Саше - мало ли кто еще носит это имя?.. Почему же тебе стало неприятно?.. (Ребенок отвечает.) Вот!.. Тебе неприятно, потому что твое имя употреблялось в таком нехорошем сочетании, хотя и речь шла не о тебе. Ну, молодец! Садись! Ты хорошо выдержал это жесткий эксперимент. Давайте его поздравим! (Аплодисменты.)
Ребята, теперь вам понятно, почему Бог дал такую заповедь?.. (Ответы детей.) Если уж нам, людям, неприятно, когда наше имя позорится, хотя мы этого иногда и заслуживаем, то, конечно, Святой и Праведный Бог не может этого допустить. Он не просто не может допустить, чтобы унижали Его имя, но даже говорили о Нем напрасно. Может, вы встречали людей, у которых слово «Бог» так и треплется на языке: «Ей-Богу тебе говорю!», «Богом тебе клянусь!..»
Если мы нашим языком иногда ругаемся, произносим нехорошие слова и тут же, как ни в чем не бывало, говорим о Боге, это не может Ему понравиться. Поэтому Он и дал людям эту заповедь. (Дети могут спросить о том, как зовут Бога. Если такой вопрос поступит, можно ответить, что Бога по-разному называли в разные времена и поэтому у Него много имен. В древности люди называли Бога: Элохим, Адонай, Саваоф, Иегова. Сейчас люди, обращаясь к Богу, называют Его: Авва, Аллах, Отец, Господь.)
Теперь давайте узнаем четвертую заповедь, последнюю из относящихся к Богу.
4. ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ (ВОСКРЕСНЫЙ)
Ребята, если бы я вам ставил оценки, я бы поставил пятерку тому, кто сам бы мне сказал, почему Бог дал такую заповедь людям. Даю подсказку: эта заповедь связана с самым началом творения Земли, когда Бог создавал весь окружающий мир. Мы об этом говорили с вами в первом классе…(Выслушиваются предположения детей.)
Да, ребята, в этой заповеди Бог велит людям жить так, как Он Сам дал пример. Он шесть дней работал, создавая мир, а на седьмой день отдыхал, и людям, созданным по Его образу и подобию, Он велел поступать так же: шесть дней работать или учиться, а седьмой день посвятить отдыху и Ему Самому.
В древности этим седьмым днем была суббота, но для нас этим днем отдыха и почитания Бога стало воскресенье, поскольку Иисус Христос, Сын Божий, воскрес на следующий после субботы день, который и стал называться воскресеньем.
Итак, ребята, все четыре заповеди – на доске. Значит, мы готовы начать эксперимент «Пустая доска». Даю минуту времени постараться запомнить заповеди, а затем я начну стирать по одной заповеди снизу. Сначала нужно прочитать все предыдущие заповеди, а затем назвать «пустую». Потом я сотру еще одну, и уже две «пустых» заповеди нужно будет вспомнить, и так – пока не останется одна «пустая» доска. (Далее проводится постепенное «стирание». Учитель помогает детям, пожелавшим участвовать в «эксперименте», если они что-нибудь забудут и организовывает поддержку аплодисментами.)
Итак, ребята, сегодня мы узнали первые четыре заповеди, которые относятся к Богу. На следующий урок мы начнем изучать заповеди, которые относятся к людям. До свидания!
Краткое содержание:
Повторение. Значение цифры 10: казни и заповеди. Узнаем первые 4-ре заповеди, и будет эксперимент «Пустая доска».
Приход к г. Синай. Моисей – 40 дней на вершине. Пост и лицо – как солнце. Получение 10-ти заповедей. Две части заповедей. Ожившие пластилиновые фигурки. Чему бы их научили: в 1-ю очередь; во 2-ю очередь? Кто понял, как делятся 10 заповедей?.. (Схема: 1-4 – к Богу; 5-10 – к людям.)
1 заповедь. Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов. Почему первая заповедь именно такая? Бог – единственный Отец Небесный, как одни у нас родители.
2 заповедь. Не делай себе кумира. Раньше – поклонение изображению богов, а что означает эта заповедь сейчас? Кумиры современных людей (люди, вещи, деньги). Диспут по рядам «Чей кумир лучше?» Почему плохо создавать кумиров? Примеры детей.
3 заповедь. Не произноси имя Господа напрасно. Эксперимент «Имя». Почему было неприятно? (Затронули имя.) Почему Бог дал эту заповедь? Нужно с почитанием и благоговением говорить о Боге. Имена Бога.
4 заповедь. Помни день субботний (воскресный). Почему появилась эта заповедь? Человек должен жить по Божьему примеру. Шесть дней работы и один день отдыха. Сейчас – воскресенье в честь Воскресения Иисуса Христа.
Эксперимент «Пустая доска».
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь